Карело-Мурманский край. 1929, N4-5.
12 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ. № 4 - 5 культурный рост Карелии повлек за собой рост безбожия, прекращение религиозных празднова ний, сокращение религиозных обрядов и т. д. При ведем несколько примеров: На общем собрании деревни Лужма (Реболь- ского района) крестьяне постановили передать местному крестному церковь под мельницу. Крестьяне деревни Туливари, Ребольского района на общем собрании решили отказаться от всех религиозных праздников, а взамен праздновать день КИМА. Крестьяне Паяницкого сельсовета (дер. Шуньга) сократили третий день праздника пасхи. Крестьяне села Песчаное (Шальского района) отказались от религиозного праздника и решили не приглашать гостей, с этой целью послали ходока, который объявил окружающим деревням, что приема гостей не будет. В деревне Масельга, Олонецкого уезда в про шлую зиму сгорела церковь, крестьяне намерева лись приняться за постройку новой церкви на средства, полученные от страховых сумм. Но мест ная учительница (комсомолка) повела соответ ствующую разъяснительную работу среди крестьян. В результате было решено страховые деньги использовать на покупку сельско-хозяйственных машин. В селе Лояницы сократили „Духов день", вза мен этого устроили субботник по починке дороги, а попу прислали записку: „Мы, граждане села Лояниц — решили „Духов день“ не праздновать и в церковь потому звонить незачем1. Субботник провели хорошо, поп звонил, но в церковь при шло меньше десятка. Все здоровое крестьянство работало. А вот письмо рабочим Онегзавода от рабочих Соломенского завода имени „Октябрьской рево люции": Открытое письмо рабочим Онежского завода от рабо чих Соломенского лесозавода имени „Октябрьской революции “. ТОВАРИЩИ ОНЕЖЦЫ! Мы, рабочие деревообделочной промышленности Карелии, всегда смотрели на вас, как на застрель щиков пролетарской революции в Карельско-Оло нецком крае, передовых бойцов на военном, тру довом и культурном фронтах. Вы первые в годы гражданской войны и бан дитизма сменили молот на винтовку и выступили на защиту завоеваний Октября. В настоящее время вы выступаете в качестве застрельщиков культурной революции в Карелии. Вы создали на заводе широкую сеть производ ственных и других кружков, устроили массовый вос кресник в помощь школе. И наконец, по вашей инициативе, на страницах газеты „Красная Каре лия" развернулась широкая кампания за передачу здания заводской церкви под Голиковский район ный дом культуры. Эта церковь построена на ваши трудовые ко пейки. Вам она, конечно, не нужна. В вашем районе нет ни одного рабочего клуба. Вам, вашим женам и детям негде разумно проводить свободное от работы и учебы время и приобретать не обходимые для жизни и работы знания. И вы в праве поставить вопрос о передаче пу стующей церкви под культурный очаг. Как нам известно, среди вас и ваших семей церковники и анти-советские элементы ведут аги тацию за оставление церкви. Не поддавайтесь, товарищи, на удочку классо вых врагов пролетариата, которые, под прикры тием религии и церкви, ведут свою предательскую контр-революционную работу, тормозят наше со циалистическое строительство. Разоблачение реакционной роли религии в клас совой борьбе пролетариата со своими врагами является делом всего рабочего класса. Дайте решительный отпор всем шептунам и вредителям. Мы, рабочие лесозавода имени „Октябрьской революции", целиком и полностью одобряем ваше намерение превратить дом молитвы в дом культуры. Доводите скорее начатое вами дело до конца. Следуя вашему примеру, мы закроем одну из Соломенских церквей и используем церковное зда ние для устройства в нем больницы или культур ного очага. Мы уверены, что вы решительно стряхнете с дороги всех шептунов из лагеря классовых вра гов пролетариата, всех вредителей, преграждаю щих путь к культурной революции, путь к со циализму. Мы надеемся, что в самом ближайшем времени вы обсудите наше письмо на своих цеховых и обще заводском собраниях и вышлете нам ответ. Рабочие и служащие Соломенского лесозавода имени „Октябрьской революции". Подобного рода письмами и заявлениями пестрит „Красная Карелия"; одни требуют использования кафедрального собора в городе под гараж, дру ги е— под клуб, третьи — под школу и т. д, Волна против церквей забросилась и в про винцию. Из Викшезера сообщают, что ведется агитация за закрытие часовни; из Пудожа — о закрытии цер кви; несколько подписей требуют передачи Кем ского собора под клуб и т. д. К настоящему времени, по данным центрального административного управления АКССР, около 50% всех церквей и часовень Карелии бездей ствует, а в Ухтинском уезде в настоящее время н е т ни о д н о й ц е р к в и , з а н я т о й р е л и г и о з н ы м к у л ь т о м . На ряду с этим начинают при виваться революционные праздники, которые тесно вошли в быт карельского крестьянина и рабо чего. Отчеты Шуньгского, Шелтозерского, Олонец* кого района и с. Ладвы достаточно красочно го ворят об этом. Из этих же отчетов видно, что годовщина Октября по сравнению с христианскими традиционными праздниками приобрела ряд новых, до сего времени не имевших места в массовых праздниках, здоровых элементов. Если праздники религиозные не имели никакой целевой установки и почти всегда превращались в праздник обжор ства, пьянства и хулиганства, то праздник 10-летия Октября был подлинным праздником здорового и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz