Карело-Мурманский край. 1929, N4-5.

№ 4—5 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 11 На антирелигиозном фронте в Карелии. XV съездом партии поставлен во весь рост во ­ прос о культурной революции. „Чего нехватает в настоящее время в деревне, особенно в связи с новыми задачами? Культуры, еще и еще раз культуры. Буквально все в настоящее время упи­ рается в деревне в недостаток культуры. К любой отрасли подойдите: наша некультурность, отста­ лость, а порой прямо дикость—не дают нам ра з­ вернуть то новое, что имеется в деревне". (Из доклада тов. Молотова на XV съезде партии). „Культура на данном этапе нашего развития является для успешного хозяйственного строитель­ ства тем же, что и боевое снаряжение во время войны. Без быстрого культурного роста—мы не сможем по настоящему переконструировать наше хозяйство*' (из доклада тов. Р ы к о в а на XV съезде партии). Особенно это относится к малым окраинным национальностям Советского союза, дореволю­ ционное прошлое которых весьма печально и не­ отрадно: царское правительство тормозило развитие хозяйственной жизни окраин, задерживало культур­ ный и хозяйственный рост малых национально­ стей. Заброшенная за озера, почти лишенная путей сообщения, с неплодородной каменистой почвой, Карелия до революции являлась „людьми и богом забытым краем1, страной ссылки, где леса и бо ­ лота превращались царским правительством в стены тюрем. Купец-лесопромышленник, да царский на­ чальник Александровского завода являлись един­ ственными представителями промышленности Ка­ релии. Историческая справка говорит нам о том, что русско-шведская или „великая северная" война поставила перед Петром первым „проблему ме­ талла" и в начале XVIII столетия (эпоха Петра 1) открыто семь металло-добывающих и обрабатыва­ ющих заводов. К заводам прикреплялись целые во ­ лости крестьян, которые по указу государеву несли тяжелую подневольную работу. Крестьяне не только не шли добровольно на госу­ даревы заводы, но убегали из них, за что получали наказание—ударами розог и кнутов. Не улучшение, а ухудшение жизни карела несла с собой „промыш­ ленность" того времени. Церковь и школа настолько тесно были свя­ заны между собою, что даже территориально они строились в одном месте. В конечном итоге работы церковных школ мы к началу революции имели только 13°/0 грамотного населения Карелии. Цер­ ковное учение по свой сущности мало чем отли­ чается от разных суеверий. Крестьяне дополняли новыми церковными обря­ дами существовавшие обряды и суеверия. К тому же церковь поддерживала суеверия и содействовала их закреплению. „Самая история моровых язв— читаем в олонецких губернских ведомостях по по­ воду холеры в 1847/48 г.—дает нам видеть в них особенное действие суда божия, наказующего и исправляющего людей, научает нас к отвращению гнева божия прежде всего обращаться к покаянию и молитве**, В результате получалось настолько тесное пере­ плетение у населения языческих верований с цер­ ковными, что трудно сказать, где кончается языче­ ское верование и начинается церковное. А в маги­ ческих действиях (магическое действие и о б р я д ы - элементы, присущие каждой религии), в сохранив­ шихся до сего времени заговорах это особенно заметно. Например. „Другие «лекаря» предвари­ тельно прибегают к следующим способам (Свято- зерская волость АКССР). Дают пить порох, соль с нашептыванием на них: „Богородица, помоги родить рабе божией (имя рек), как ты родила христа". (Читаем в журнале „Гигиена и эпидемио­ логия № 6 за 1928 год**). Подобного рода обряды и заговоры сохранились в Карелии в огромном количестве, особенно они таятся в наименее куль­ турных местах с карело-чудским населением. За 11 лет пролетарской революции Карельский край стал неузнаваемым. Там, где когда-то были пустынные берега озер, за годы революции выро­ сли мощные лесозаводы, а вокруг них — рабочие поселки. Ряд крупных успехов мы имеем в области элек­ трофикации Карелии: закончена постройка гиганта „Кондострой", мощность которого в недалеком будущем будет доведена до 25.000 лош. сил. Бли­ зятся к концу и работы по постройке Кондопож­ ской бумажной фабрики. За годы революции в Ка­ релии электрофицированы все города, рабочие поселки, множество сел и деревень (Олонец, Ухта и другие). Не мало достижений мы имеем и в области сельского хозяйства. Увеличивается посевная пло­ щадь всех культур, растут мелиоративные работы (в 1927 г. на осушку болот израсходовано 95.710 руб., а в 1928 г.—292.491 рубль). Сельское хозяйство машинизируется, за один только 1927 г. приобре­ тено 1773сельско-хозяйственныхмашины,ав 1928 г.— 2520 машин, в том числе три трактора. Многие крестьяне перешли на многополье, (в 1927 г., — 330, а в 1928 г., 755 хозяйств). Крестьяне ломают дедовские способы хозяйствования и переходят в коллективные формы хозяйства. - До революции ни одного колхоза, теперь их 5. Имеется 9 товариществ по обработке земли, 51 кредитное товарищество, 250 мелиоративных, 50 машинных, 10 маслодельных и сыроварельных артелей, 8 животноводческих товариществ, 30 бы­ чьих, 1 коноводческое, 10 сельско-хозяйственных и проч. Имеется ряд побед и на культурном фронте. За год обучено грамоте 1396 рабочих и крестьян (взрослых), за полугодие 1927/28 г. было выдано 105.000 книг—это значительно превышает годовую выдачу 1926/27 года. В три раза выросла сеть кино-установок. В прошлом году было по­ строено 30 новых школ, открыто 6 новых изб- читален, 6 красных уголков и ряд других очагов культуры. Все эти достижения—дело октябрьской стройки. Эта хозяйственная ломка, безусловно, вызвала и ломку в надстройках: в быту, религиозных воз­ зрениях, морали и суевериях. Хозяйственный и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz