Карело-Мурманский край. 1929, N4-5.
№ 4—5 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 11 На антирелигиозном фронте в Карелии. XV съездом партии поставлен во весь рост во прос о культурной революции. „Чего нехватает в настоящее время в деревне, особенно в связи с новыми задачами? Культуры, еще и еще раз культуры. Буквально все в настоящее время упи рается в деревне в недостаток культуры. К любой отрасли подойдите: наша некультурность, отста лость, а порой прямо дикость—не дают нам ра з вернуть то новое, что имеется в деревне". (Из доклада тов. Молотова на XV съезде партии). „Культура на данном этапе нашего развития является для успешного хозяйственного строитель ства тем же, что и боевое снаряжение во время войны. Без быстрого культурного роста—мы не сможем по настоящему переконструировать наше хозяйство*' (из доклада тов. Р ы к о в а на XV съезде партии). Особенно это относится к малым окраинным национальностям Советского союза, дореволю ционное прошлое которых весьма печально и не отрадно: царское правительство тормозило развитие хозяйственной жизни окраин, задерживало культур ный и хозяйственный рост малых национально стей. Заброшенная за озера, почти лишенная путей сообщения, с неплодородной каменистой почвой, Карелия до революции являлась „людьми и богом забытым краем1, страной ссылки, где леса и бо лота превращались царским правительством в стены тюрем. Купец-лесопромышленник, да царский на чальник Александровского завода являлись един ственными представителями промышленности Ка релии. Историческая справка говорит нам о том, что русско-шведская или „великая северная" война поставила перед Петром первым „проблему ме талла" и в начале XVIII столетия (эпоха Петра 1) открыто семь металло-добывающих и обрабатыва ющих заводов. К заводам прикреплялись целые во лости крестьян, которые по указу государеву несли тяжелую подневольную работу. Крестьяне не только не шли добровольно на госу даревы заводы, но убегали из них, за что получали наказание—ударами розог и кнутов. Не улучшение, а ухудшение жизни карела несла с собой „промыш ленность" того времени. Церковь и школа настолько тесно были свя заны между собою, что даже территориально они строились в одном месте. В конечном итоге работы церковных школ мы к началу революции имели только 13°/0 грамотного населения Карелии. Цер ковное учение по свой сущности мало чем отли чается от разных суеверий. Крестьяне дополняли новыми церковными обря дами существовавшие обряды и суеверия. К тому же церковь поддерживала суеверия и содействовала их закреплению. „Самая история моровых язв— читаем в олонецких губернских ведомостях по по воду холеры в 1847/48 г.—дает нам видеть в них особенное действие суда божия, наказующего и исправляющего людей, научает нас к отвращению гнева божия прежде всего обращаться к покаянию и молитве**, В результате получалось настолько тесное пере плетение у населения языческих верований с цер ковными, что трудно сказать, где кончается языче ское верование и начинается церковное. А в маги ческих действиях (магическое действие и о б р я д ы - элементы, присущие каждой религии), в сохранив шихся до сего времени заговорах это особенно заметно. Например. „Другие «лекаря» предвари тельно прибегают к следующим способам (Свято- зерская волость АКССР). Дают пить порох, соль с нашептыванием на них: „Богородица, помоги родить рабе божией (имя рек), как ты родила христа". (Читаем в журнале „Гигиена и эпидемио логия № 6 за 1928 год**). Подобного рода обряды и заговоры сохранились в Карелии в огромном количестве, особенно они таятся в наименее куль турных местах с карело-чудским населением. За 11 лет пролетарской революции Карельский край стал неузнаваемым. Там, где когда-то были пустынные берега озер, за годы революции выро сли мощные лесозаводы, а вокруг них — рабочие поселки. Ряд крупных успехов мы имеем в области элек трофикации Карелии: закончена постройка гиганта „Кондострой", мощность которого в недалеком будущем будет доведена до 25.000 лош. сил. Бли зятся к концу и работы по постройке Кондопож ской бумажной фабрики. За годы революции в Ка релии электрофицированы все города, рабочие поселки, множество сел и деревень (Олонец, Ухта и другие). Не мало достижений мы имеем и в области сельского хозяйства. Увеличивается посевная пло щадь всех культур, растут мелиоративные работы (в 1927 г. на осушку болот израсходовано 95.710 руб., а в 1928 г.—292.491 рубль). Сельское хозяйство машинизируется, за один только 1927 г. приобре тено 1773сельско-хозяйственныхмашины,ав 1928 г.— 2520 машин, в том числе три трактора. Многие крестьяне перешли на многополье, (в 1927 г., — 330, а в 1928 г., 755 хозяйств). Крестьяне ломают дедовские способы хозяйствования и переходят в коллективные формы хозяйства. - До революции ни одного колхоза, теперь их 5. Имеется 9 товариществ по обработке земли, 51 кредитное товарищество, 250 мелиоративных, 50 машинных, 10 маслодельных и сыроварельных артелей, 8 животноводческих товариществ, 30 бы чьих, 1 коноводческое, 10 сельско-хозяйственных и проч. Имеется ряд побед и на культурном фронте. За год обучено грамоте 1396 рабочих и крестьян (взрослых), за полугодие 1927/28 г. было выдано 105.000 книг—это значительно превышает годовую выдачу 1926/27 года. В три раза выросла сеть кино-установок. В прошлом году было по строено 30 новых школ, открыто 6 новых изб- читален, 6 красных уголков и ряд других очагов культуры. Все эти достижения—дело октябрьской стройки. Эта хозяйственная ломка, безусловно, вызвала и ломку в надстройках: в быту, религиозных воз зрениях, морали и суевериях. Хозяйственный и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz