Карело-Мурманский край. 1929, N3.

Jsi з КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 31 ходить в сторону иногда на 10—15 км., чтобы найти место, отвечающее всем этим условиям. Это отклонение влечет за собою не только удлинение пути, но и вызы­ вает нездоровое соревнование среди односельчан. „ С а д ­ чики", т. е. богатые оленеводы, быстрее передвигаю­ щиеся, обгоняют остальных и первые занимают лучшие места. Неотъемлемым признаком погостной дороги (в настоя­ щее время) является преимущественно существование на ней дорожных знаков. Они расставлены на пригорках, кочках или возвышенностях, на довольно постоянном друг от друга расстоянии с таким рассчетом, чтобы в снегопад они были различимы друг от друга. Лопарский дорожный знак представляет из себя столбик, сложен­ ный из плитняка неправильной формы. То это продолго­ ватый камень, поставленный стоймя, то пирамидка или просто грудка камней. Обычно в основании лежит валун и на нем камень большего диаметра, чем выше лежащие. Возникают дорожные знаки следующим образом. Если лопарь или группа лопарей заблудилась и затем счаст­ ливо нашла правильный путь, на наиболее приметном месте ставится знак. Кроме того, у дорог или несколько в стороне от них, стоят высокие обелиски из наложен­ ных друг на друга камней. Будто бы они похожи на человека. Называются они „гуриями“ (не лопарское слово). Гурии стоят ны высоких местах и видны изда­ лека. Теперь на дороге можно встретить множество „гурийков"—это ребята балуют во время переездов по­ гостов. Родители подобного баловства не запрещают, тогда как раньше не позволяли. Для погостных дорог характерно их направление с се­ вера на юг. Наиболее ярко выражено это в Иокангской дороге; Лумбовская и Семиостровская очень сходны. Каменский погост проселочной дороги в принятом нами смысле не имеет— ско рее это тропа, подобная тропинке соединяющей Иокангу с Варзугой. Сосновский погост имеет теперь только тронинку к Бабозеру; между тем прежде туда шло движение, подобное Лумбовскому и Иокангскому. В сравнительно недавнее время, до по­ строения в Соснове церкви, от бывшего у Бабозера по­ госта шла дорога на Лумбовский погост. Эта дорога соединяла Сосновских лопарей со всей Терской Лопью. По ней направлялись на праздники в Иокангу, Лумбовку и Каменский. От описанного типа дороги, по своим естественным признакам, очень мало отличаются так наз. З и м н и к и . В узком значении слова зимник—дорога, существующая только зимой по снегу. Проселочные дороги тоже иногда называют зимниками, но функции этих двух видов дорог различны. Более точно зимник следует определить как дорогу, соединяющую соседние селения друг с другом и притом так, что все они оказываются связанными с волостью и административными центрами края. Роль зимника в этом смысле исполняет дорога, соединяющая с. Поной со всеми зимними погостами лопарей, а именно: Лумбовский Зимний, Иокангский Зимний, быв. Куроптев- ский Зимний, Каменский Семиостровский Зимний, Ляозеро (вол. пр.), Пулозеро —Кола. Зимник считается установленным после двух-трех поез­ док в направлении, обычном для этой дороги. Эти пер­ вые поездки наметят путь,— что облегчает распознавание пути и уплотняет снег настолько, что оленям будет легче двигаться. После каждого сильного снегопада или снеж­ ной бури приходится восстанавливать дорогу. После первых поездок начинается нормальное движение по зим­ нику. Максимума своего оно достигает на рождествен­ ские праздники, когда лопари ездят друг к другу в гости. . Зимник Поной—Ловозеро до установления зимних паро­ ходных рейсов играл роль почтового тракта. До сих пор на значительных участках этого пути сохранились вешки, рогатины или козлы. В виду того, что с учре­ ждением пароходных рейсов до Иоканги, почта пошла по новой дороге через Л. Иокангу, Л. Лумбовку на Поной, старый зимник оказался заброшенным. Так как вехи ставятся, главным образом, летом и только в проходимых местах, а зимник пересекает и непереходи- мые, провешенная дорога оказывается гораздо длиннее зимника. Лопари всегда сокращают эти расстояния „рус­ ской" дороги; на проселочных же старики строго при­ держиваются установленного направления. Проложенный в декабре, в первых числах апреля зимник теряет свое значение, так как большинство селе­ ний оказываются уже пустыми. В средине мая от зим­ ней дороги, кроме вех, да полосы пригнетенных кустар­ ников, не остается никаких признаков. В пределах Летнего Наволока существуют три зим­ ника: 1) Кола—Поной— вплоть до Ловозера или, по край­ ней мере, до Семиострова, уже утерявший свое прежнее значение; 2) Почтово-грузовой зимник — Поной — Летняя Иоканга—Иокангская радио-станция,— заменивший преды­ дущую дорогу со времени пароходного сообщения между Иокангой и Мурманском, и 3) Варзуга—Поной. По нему, начиная с февраля, вплоть до апреля, идет усиленное движение русских промышленников Терского берега на торосовый тюлений промысел. В. Чарнолуский. (i Окончание следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz