Карело-Мурманский край. 1929, N3.
30 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ. Из Варзуги на Поной, через Иокангу и Лумбовку и обратно, как передавал тот же старик, шли нищие и странники. Все это тем более вероятно, что Варзуга и Поной, в особенности первая, с 16-го века были срав нительно крупными торговыми и промышленными цен трами. Этим же трактом в 19-м веке направлялись в г. Кемь лопари-новобраАш. В настоящие время более или менее функционирует только участок Варзуга — Каменский (Ивановка); участок Каменский— Куроптевский (Акеманай) давно уже зарос. Иокангские старики помнят только, что „была тут путь". Третий участок Акеманай — Летняя Иоканга еще живет; во-первых потому, что у Акеманай летуют некоторые Иокангские лопари, во-вторых с учре ждением в Иоканге кооператива изредка семиостровцы стали приезжать в лавочку для забора продуктов; таким образом движение, мало - по - малу, восстановится, но оно еще слабо и едва только намечается. Если предположения мои правдивы, то они приводят к заключению, что тропы возникновением своим обязаны в пределах Летнего Наволока рыболовным занятиям лопа рей, во-первых, во-вторых — характерной чертой наших путей передвижения является обусловленность их распо ложением озер и устьев рек промыслового значения. Уже очерчивая тропу Варзуга — Иоканга, мы подошли к следующему виду лопарской дороги—проселочной или погостной; основное ее назначение— соединение одиноч ных погостов, т. е. летний погост соединяется с зимним. Погостная дорога по своему внешнему виду, хотя и от даленно, но приближается к нашему представлению о до роге—это настолько широкая и даже уплотненная кое-где полоса земли, что двое саней могут разъехаться. Внеш ний вид растительности этой полосы несколько отличается от окружающей; очень часто она покрыта густой травой; на болотах осока либо ниже, либо незаметная. Что ка сается остальных естественных признаков проселочной дороги, то к ней приложимо все, что было сказано о тропе. История и быт наложили на проселки свой отпечаток. В виду того, что дороги эти служат для передвижения на санях и только на олене, ягельники являются необ ходимой принадлежностью проселочной дороги. В на стоящее время они выбиты ижемскими стадами. Это до вольно ясно видно на Иокангской и Семиостровской дорогах. Другими характерными признаками проселочной дороги следует признать пролегание ее по водоразделу и следы старины в текущей жизни: чудские ямы, вежные места, станы и ночлежные места, а также довольно боль шое количество дорожных знаков. Остается неясной история возникновения проселочных дорог; по всей вероятности они не древнее пешеходных троп. Вероятно они начали зарождаться в те времена, когда лопари переходили от бродячего образа жизни к так наз. „полукочевому", в каком они находятся и сейчас. Подобное предположение ясно и само по себе и старики лопари любят вспоминать то „досельное время", когда зимних мест не было, а в летнее приходили только на семгу к устьям рек. Невозможно пока указать, где и когда появилось впервые зимнее становище того или иного погоста и которая из постоянных дорог была первой и каково было ее протяжение. Теперь можно только утверждать, что, по мере углубления лопарских зимних становищ в леса к югу, удлинялись и погостные дороги,- Таким образом поселок как бы наростал от старого погоста к новому. Понятно, почему они идут не кратчайшим путем и не столь прямо, как зимник, а ло маной линией, напоминающей зигзаг. Отклонения ее в сторону не следует приписывать существованию каких-либо препятствий в виде рек, пахт и т. п. Для передвижений на олене зимой препятствия играют очень незначительную роль. Посколько оленю не нужно прыгать с какой - нибудь высоты вниз, он идет под любой откос даже в 70 — 75п/0, лишь бы нога его соприкасалась с землей. В этом отношении лопари все цело полагаются на оленя: раз олень идет— значит ехать можно. Стремление придерживаться проложенного пути можно объяснить не только косностью лопарей, но и тем, что погостная дорога „из века" пролагалась по ягельникам, дабы уставшие упряжные олени и перегоняемое стадо могли найти у дороги хороший корм. Кроме того, по колениями были выработаны сроки выездов из погоста, определены удобнейшие места привалов, где всем пого стом лопари останавливаются на ночь. Ночлежные места избираются „в з а в е т р и и с р е д и от личных ягельников, вблизи вараки, где можно добыть сухого можжевельника. Рубить сырой или запасать его для следующего проезда обычай запрещает. Оленям дают отдыхать через каждый час или полтора пути. В подобных местах можно найти так наз. „станные места" или алаши. Они разбросаны по всей тундре, по путям охотничьих и санных передвижений, на пастбищ ных местах, но, главным образом, вдоль проселочных дорог. Над почвой они выдаются в виде кочки, бугорка земли или камня, обложенного плитняком. Местоположение ночлежных мест связано с истоками ручья или переправой через реку. Отстоят они друг от друга на расстоянии дневного перехода. На разных до рогах количество ночлежных мест колеблется. Каждое, даже постоянное место отдыха во время похода, носит свое название. Ночлежное место можно узнать по коли честву станных мест, разбросанных там и сям. Порядка в пользовании ими не соблюдается. Каждый год занимают другое место, дабы не топтать ягель на одном и том же месте. С тех пор как ягельники вдоль погостных дорог ока зались вытоптанными, лопари вынуждены на ночлег от клоняться далеко в сторону от пути и выискивать со хранившиеся участки ягеля. В виду того, что для ночлега важен не только ягель, но и лес и вода, приходится от
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz