Карело-Мурманский край. 1929, N3.

КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ. 21 эти трудности, программное задание по землечерпанию выполнено полностью, при чем вынуто 220.000 кб. метр, грунта. В связи с отсутствием на Севере другого подходя­ щего снаряда, Совторгфлот приступил к работам по подъему затонувшей в бухте Мурманского порта земле­ черпалки „Сиворкер"; однако, расчитывать на ее исполь­ зование в ближайшем времени вряд ли возможно, так как в случае успешного подъема потребуется продолжи­ тельное время на приведение ее в эксплоатационное со­ стояние. В числе новых работ произведены работы по до­ стройке каменного здания судоремонтных мастерских, на оборудование которых в текущем году предположено отпустить 100.000 рублей. С постройкой хозяйственно-ремонтной гавани и с обо­ рудованием мастерских представляется возможность бо­ лее рационального производства судоремонта как пор­ товых судов, так и судов, принадлежащих Севгосрыб- тресту и др. организациям. Исходя из этого, представ­ ляется целесообразным привлечь к участию заинтересо­ ванные организации путем выделения последними соответствующих денежных средств на оборудование мастерских. В Мурманском порту в истекшем году построено одно двухэтажное деревянное здание под общежитие, пло­ щадью 664 кв. метра и два двухэтажных дома с об­ щей площадью 834 кв. метра. В текущем году предпо­ лагается построить один трехэтажный каменный дом, состоящий из 12 квартир, по 3 комнаты с кухней каждая. В Кемском порту закончены достройкой три дома, об­ щей площадью 714 кв. метра. Помимо упомянутых новых работ произведены и про­ изводятся значительные строительные работы на терри­ тории порта другими заинтересованными организациями, как напр., Севгосрыбтрест, Желрыба, Рейнефтеторг и проч. за счет последних. Для развития нефтяных операций Нефтеторгу по договору с портом отведен участок пор­ товой территории. Одной из очередных задач в области нового строи­ тельства является оборудование угольной гавани для склада и хранения угля в чем заинтересован целый ряд организаций и что особенно важно в связи с возмож­ ностью использования Шпицбергеновского угля. Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить: а) общее улучшение хозяйства Мурманского и Кемского портов за истекший период, б) увеличение грузооборота портов, в) развитие нового строительства, предусмотрен­ ного 5-летним планом, г) привлечение к портовому строительству заинтересованных организаций на правах застройщиков. Благоприятное географическое положение Мурманского порта, его незамерзаемость и близость к портам Норвегии, Англии и Америки, а также общий рост промышленности и сельского хозяйства страны и хозяйства Карело-Мурман­ ского края обеспечивают достигнутый уровень развития портов и дают основание для дальнейшего их роста. А. Чунин. Производство рыбной муки в Норвегии. Как известно, при заготовке трески на штокфиш и клипфиш, т. е. сушеной и солено-вяленой трески, полу­ чается большое количество различных отбросов, как-то: головы, внутренности, кости и т. д. При вытопке из печени трески медицинского жира остается так называ­ емая .„транса1*, составляющая до 50°/0 первоначального веса печени. Уже сравнительно давно все эти отбросы утилизируются в Норвегии путем переработки их на муку. Существует три вида рыбной муки: сельдяная, тресковая и печеночная. Особенно интенсивного развития достигло в Норвегии производство сельдяной муки, что объясняется развитием там производства жира из сельдей. В настоя­ щее время в Норвегии существует 87 фабрик, на ко­ торых производится жиротопление из сельдей. Отбросы этого производства и идут на приготовление сельдяной муки. Тресковая мука, называемая просто рыбной, изго­ товляется из отбросов, получающихся при разделке трески. В Америке ее считают очень хорошим средством для откорма свиней. Тресковая мука худшего качества употребляется как удобрительный тук в сельском хозяй­ стве. Эта мука вывозится из Норвегии преимущественно в Германию. Вот цифры вывоза ее, относящиеся к трем годам: в 1923 году кормовой 4.335 тонн; тука 7.266 тонн „ 1924 „ „ 8.834 „ „ 3.490 „ „ 1925 „ „ 8.395 „ „ 1.227 „ Пример Норвегии должен побудить и нас обратить внимание на возможность более рентабельного использо­ вания огромных запасов трески и других рыб в наших северных водах. Первая попытка в этом отношении уже предпринимается. В Мурманске Севгосрыбтрест закан­ чивает оборудование первого пловучего утилизационного завода, который начнет работу в течение ближайшего сезона. В. Е— в.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz