Карело-Мурманский край. 1929, N2.

22 К а р е л о - м у р м а н с к и й к р а й . и з о б р а ж е н и е м д р е в н и х п р о м ы с л о в ы х о р у ­ дий: г а р п у н о в , „ к утил“, с трел, д р о т и к о в , копий, т. е. тех о р удий, к о т о р ы е у п о т р е б л я ­ ли с ь в о х о т н и ч ь е м , з в е р о б о йн о м и р ыб н о м пр о мыс л а х . Из №№ 10— 13 нашего рисунка, где передана пре­ красно сохранившаяся, хотя и несколько стилизованная, форма гарпунов, можно убедиться в этом. Эти надмогильные знаки русского беломорско-мурман­ ского рыбацкого населения, надо полагать, заимствованы им от того древнего населения, которое встретило оно во время прихода своего сюда (к берегам Белого моря). Знаки эти, водружаемые над могилами, в древности, ве­ роятно, указывали на занятие, которым занимался погре­ бенный при жизни: например, изображение гарпуна гово­ рило, что умерший—морской зверобой или рыбак, нако­ нечник стрелы указывал на занятие охотой. Впоследствии эти знаки превратились в символы, но недалеко уклони­ лись от своего первоначального реального значения. Русское население, пришедшее сюда, бывшее христиан­ ским, заимствовав эти надмогильные знаки у древнего местного населения, с течением времени постепенно „хри­ стианизировало' их. Христианизация происходила так: в деревянный знак древней формы врезался крест или иконка, как это, например, указано на №№ 3, 4, 6, 8, 10 и др. нашего рисунка; иногда же просто привя­ зывалась иконка, как это я видел в Гаврилове на неко­ торых знаках. Дальнейшая христианизация „языческого“ знака шла уже по пути наибольшего уподобления его кресту (см. № 16 рис). * Подтверждение тому, что эти знаки являются изобра­ жением орудий промысла и что они первоначально ука­ зывали на занятие умершего, можно встретить и теперь. Так, например, находясь в Гаврилове, я поинтересовался у одного старого рыбака-помора узнать, почему на одной свежей могиле поставлен простой „кол“. Оказывается, что это не простой кол, а „палтух“, т. е. жердь, на которой просушиваются яруса (рыболовная снасть) или сушатся сухие тресковые головы. Умершего рыбака на двух палтухах снесли на кладбище и один из них по­ служил надмогильным знаком. Первоначальное промысловое поморское население, вероятно, ставило над могилами промышленников подлин­ ные орудия промысла, а в дальнейшем уже изображения их, или в подлинном виде или в виде более или менее стилизованном. Существующие надмогильные знаки поморско-мурман­ ского промыслового населения, таким образом, являются живыми страницами из истории былой культуры. Древние надмогильные знаки беломорско-мурманских рыбаков. В. Алымов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz