Карело-Мурманский край. 1929, N2.
12 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ. № 2 ЗА КЛАССОВУЮ ЛИНИЮ В КОЛОНИЗАЦИИ! (Дискуссия). Неблагодарная работа. Стремление редакции „Карело-Мурманского Края" осве тить полностью вопросы, связанные с проведением клас сово-правильной линии колонизации на нашем Севере, следует горячо приветствовать. Несомненно, что широ кая популяризация колонизационного дела и привлечение внимания к нему широкой общественности облегчат ру ководящим работникам как правильное проведение клас совой линии, так и тяжелую вообще колонизационную работу. Вот почему пишущий эти строки охотно откликается на просьбу редакции содействовать освещению вопросов колонизационной практики и надеется, что редакция пре доставит на страницах своего журнала место и для этой статьи, суммирующей впечатления одного из тех обще ственных работников, к которым редакция обращала свой призыв. Вопрос о классовой линии в колонизационной поли тике у нас принадлежит к числу так называемых акаде мических. В советских условиях нельзя ставить этот вопрос так—колонизовать ли середняцко-бедняцкие слои или же отдавать предпочтение каким-то иным элементам... Выбора здесь быть не может. Колонизация непролетар ских элементов в нашей стране является нелепостью, чу довищным извращением. Поэтому таким странным кажется на первый взгляд появление в журнале „Карело-Мурман ский Край“ (№ 12— 1928 г.) статьи А. Советова под заглавием „За классовую линию в карело-мурманской колонизации". Колонизация Мурмана началась с 1923 года. Статья написана в декабре 1928 года. Естественно недоумение: неужели вопрос о классовой линии стал интересовать мур манских колонизаторов только теперь, после 6 лет работы! Естественен вопрос; какая же линия проводилась в коло низации до 1928 года? Эго недоумение и этот вопрос вызваны не одним За головком статьи т. Советова. Ведь данные о главных заня тиях переселенцев до их водворения говорят, что среди поселенцев 47,1°/0 принадлежали к рабочей группе, 35 ,5%—к группе служащих, 16 ,4%— к промыслам и сельскому хозяйству, и только 1 % переселенцев до пе реселения был торговцами или владельцами мелких пред приятий. 1 % переселенцев— непролетарский элемент! Досадное упущение! Но, как бы ни был досаден промах, поверим на слово т. Советову, что торговцев переселяли, так сказать, в переполохе, что „подбирать желательный контингент как персонала, обслуживающего дорогу, так равно и пере селенцев, стало возможным теперь1. Поверим, что в нача ле колонизации бытовые условия на Мурмане были та ковы, что колонизаторы „были рады всякому переселенцу". И все таки непонятна паника т. Советова по поводу клас совой линии. Один процент,— эта капля частно-капита листического сектора в пролетарском море,— неоправды- вает ее ни в коем случае. Ведь и капиталистических гостей, транспортированных „в числе драки “, кстати за советские денежки, можно превратить в элементы тру довые, производительные. А если можно, то почему хай? Зачем истошный крик на протяжении трех страниц журнала о том, что на Мур мане водворялись рабочие, служащие, бедняцкий элемент, что по данным обследования 1928 года процент пере селенцев, живущих на нетрудовые доходы и занимаю щихся торговлей, очень невелик и составляет 1,6% всех переселенцев. Этакая проклятая мелочь! До переселения торговцев был 1°/0, а через 5 лет стало 1,6°/0. Не везет колони заторам! Плодущее это племя торговцы— за пять лет взяли да и прибавились. Но все же прибавка слишком мелка и незачем из за нее поднимать такой хай. Значит причина этого хая что-то другое? И колони заторы отлично это „другое" видят, но по некоторым обстоятельствам не хотят сказать вслух? Пожалуй, да! Среди переселенцев до водворения имелось 23,2% квалифицированных рабочих, 1,5°/0 горнорабочих, 3,4°/0 чернорабочих. Итого рабочая прослойка (без железно дорожников) составляла 28% . Прошло три года после начала водверения и оказалось, что доход от работы по найму в хозяйстве переселенца (мы берем данные самих колонизаторов) составляет всего 4,58°/0. Прошло еще 2 года и оказалось, что основное занятие в виде работы по найму вместо 28°/0 имеют только 7,8°/0 переселенцев. Дальше! Из всех переселенцев до водворения 43,4°/0 были железнодорожные рабочие и служащие. Прошло 3 года, и доля дохода от работы на железной дороге составила всего 2 i,2% всего дохода, причем в послед нюю цифру входит доход и от погрузочных работ, большую часть которых выполняют другие колонисты, а не железнодорожники. Это при повышенном 210-ом поясе тарифной оплаты на Севере! А еще через 2 года оказалось, что количе ство рабочих и служащих с 43,4% уменьшилось до 36,7%— уменьшение, как видим, количественное (по числу) и качественное (несоответственно низкая сумма дохода от работы на железной дороге).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz