Карело-Мурманский край. 1929, N11-12.

№ 11—12 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 47 более северный путь, который шел в Каяны. В описании намечены пункты, по которым двигались товарные кара­ ваны. Путь выходит из Кеми, шел до Подужемья, затем на Пегозеро (Пертозеро), дальше назывался какой-то Пензерский погост (не Паданский ли?); путь до Каян русские купцы считали до границы 237 верст и от гра­ ницы до Карибора — пригород Каян—100 верст. „В тот город (т. е. Карибор) приезжают сумряне, кемляне и иных мест поморяне, летом и зимой со всякими товары' *. По признанию самого наказа многие из жителей Олонца к городу были только приписаны, а жили по де­ ревням как в Олонецком уезде, а равно и в Шуйской поло­ вине, так и в Лопских погостах. Там они владела землей, вели торговлю, имели промыслы и т. д. Особенных жалоб наказ не имеет, этим он резко отличается от крестьян­ ских наказов. А в отношении городских повинностей олончане только проводят цифру, которую город выста­ вил для сборов таможенных, питейных и соляных денег. Число колоссальное. Если верить наказу город давал 1000 человек— они распределялись так: по Олонцу— 300 чел., для Новгорода—200 чел. и Архангелогородской губ.— 500 чел. В службах была фактически четверть на­ селения. О своей экономической мощности наказ Олонца умалчивает, но их конкуренты в торговых делах крестьяне Оштинской половины уверяют, что будто бы олонецкие и посадские „перед крестьянами имеют немалочисленное в капиталах умножение и богатство". И здесь же перечисляют, чем они занимаются — они торговали по ярмаркам в С-Петербурге и других городах, в их руках был озерный и речной транспорт, они не только владели судами, но и строили их и даже „свои собственные товары привозят в разные государства и иностранные города". Немалый доход давала судовладель­ цам перевозка казенного провианта, фуража и заводских изделий с Петровских заводов в Петербург. „Да и всякие — читаем мы в этом наказе— у них железно­ стальные, чугунно-плавильные, пильные, сальных свечей литные и ревендуковые 1 заводы умножают*. Довольно распространена была торговля и продуктами питания, которой, конечно, занято бы лонемалое число из оло­ нецкого купечества — торговля хлебом, мясом, дичью, рыбой и сеном. Так, например, сено шло не только в Петербург, но и в Кексгольм и в „прочие города галио­ тами (т. е. целыми баржами) отпускают" — заканчивает наказ описание богатств жителей Олонецкого посада. Как видно, олонецкие торговые люди с успехом вос­ пользовались теми выгодами, которые дали краю новая столица—наличием в крае большого водного пути в сто­ лицу и развитием заводских промыслов. Вот теперь к ним мы и переходим. Добыча железа и бо­ лотных руд составляла исконный промысел жителей Оло­ нецкой Карелии, при чем плавка руды производилась в ма­ леньких кустарных горнах. Так, в середине семнадцатого столетия Соловецкий монастырь покупал железо, которое привозили карельцы из Падан. В упомянутом описании, сделанном епископом Афана­ сием о Пертозере, читаем „Тут варят железо и уклад (изделия) привозят к городу Архангельску". Постройка казенных железных заводов при Петре I несколько подорвала, но не убила крестьянский железный промысел; по крайней мере, по свидетельству одного путе­ шественника, в Карелии в деревнях еще были самодельные горны и крестьянское железо можно было часто встретить на базарах и ярмарках. В этом нет ничего удивительного, так как казенные заводы обыкновенно для вольного рынка ничего не да­ вали, ограничиваясь выполнением правительственных на­ казов. Большинством таких кустарных горнов вероятно и владели олонецкие посадские. 1 „О трех путях из России в Швецию” журн. Мин. Внутр. Дел. № 19, 1838 г. 1 Ревендук—особый сорт полотна. М. Гудошников.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz