Карело-Мурманский край. 1929, N11-12.
46 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 11—12 но жизнь была прозаичнее — и купцы, крестьяне и ме щане привыкли перед правительством аргументировать не своими, а его интересами, интересами фиска. Если верить крестьянским депутатам, то рисуется картина весьма примитивная, крестьяне собирали про дукты деревни, отвозили в город и привозили взамен городские товары — это могли делать и не торговцы профессионалы. На самом деле отношения было гораздо сложнее. Эго были настоящие торговцы, ездившие с яр марки на ярмарку, у которых можно было купить товары и „не крестьянские". Иван Чупров протестует против предложения купцов ограничить торговлю крестьян крестьянскими товарами, т. е. Товарами обычного крестьянского обихода. Он го ворит, что будет всеобщий вред, если запретить кресть янам торговать м е л о ч н ы м и ш е л к о в ы м и или к а к и м и - л и б о другими товарами, необходимыми для крестьянских надобностей. Мы здесь видим, во-первых, что потребности крестьянства шли иногда очень далеко, вплоть до шелковых товаров, и то, во-вторых, что все, что бы ни потребовалось крестьянину в его обиходе, он мог найти у торговца крестьянина, не обращаясь к го родскому купцу. Еще более сближало крестьянство области с городом это несение им чисто городских повинностей. В старой России городское или, как тогда называли, посадское население несло особый вид государственной службы — быть уполномоченным при сборе косвенных налогов и отвечать за этот недобор. Основными предметами косвенного обложения тогда были соль и водка и поэтому при каждом кабаке и со ляном складе были выборные от посадских—целовальники. Служба в целовальниках, будучи весьма обременительной для посадского человека, отнимала его от торговли или промыслов, не давая в сущности никакой материальной выгоды, временами била больно по карману, так как нужно было платить за недоборы и просчеты из своих средств. Торговая конкуренция деревни, повидимому, подала мысль жителям Олонца ходатайствовать перед правительством о привлечении к городским службам и деревенских жи телей. По крайней мере крестьяне из Оштинской округи жалуются, что „по проискам челобитью оных Олонецких посадских людей велено по расчислению и разверстке" привлекать „с теми посадскими и Олонецкого уезда го сударственных крестьян". Дальше наказ говорит, что только с одной Оштинской половины приходилось вы бирать для этого дела до трехсот человек. Если вспом нить, что к этим обязанностям в „соляные головы, бур мистры, ларечные целовальники" привлекались по выбору крестьянского мира, где было засилие кулаков-торговцев, а выбирали не всегда тех крестьян, которые вели торговлю, то результат рисует нам тот же наказ в следующих словах. „Они (выборные), не зная в них (в службах) настоящего поведения, впадают в разные штрафы и по счетам начеты доимки и протчие воспоследование от своей простоты и недознания непорядки, отчего на них кре стьян многая немалотысячная доимка накопилась". А так как Олонецкий воевода эту доимку взыскивал „неослабно", то в результате „многие, продав свои дере венские участки, скитаются меж дворами и пришли во всекрайнее разорение". Таков результат наделения деревни посадскими обязан ностями, стремление правительства стричь население под одну гребенку, не различая внутренних процессов рас слоения. Можно думать, что мирские сходы, руководимые деревенской верхушой, старались ставить на эти обреме нительные службы менее всего самих себя, а сваливали на неторгующую часть деревни, в результате чего, те, не привыкшие ни к денежным расчетам, ни к коммерческим операциям^ просчитывались и платились своим имуще ством до земельных участков включительно. Единственным городом на территории края был Олонец. Кемь не была еще поселением городского типа и не была даже переименована в город. Петрозаводск существовал под именем Петровского завода, т. е. чисто заводского поселка, где, кроме администрации и заводских рабочих, повидимому, никто не жил. Как и во многих других го родах тогдашней России, в Олонце большинство жителей занято было сельским хозяйством. Из 4 440 человек 2 549, т. е. более половины было занято земледелием, только 225 человек (150 „капитальных" и 75 малокапитальных) занимались торговлей; остальные были отпущены по пас портам, занимались ремеслом, были в приказчиках, в услу жении, числились малолетними. О торговом значении Олонца, притом крупном значении, можно говорить уже и в XVII веке. Так в описании трех путей от Архангельска в Сток гольм, Холмогорский епископ Афанасий пишет, что в Кексгольм приезжают русские купцы „Из Олонца, из Ладоги и иных мест из Сумы из Кеми Российские товары привозят: юфть, пеньку, лен, холсты, сукна, сало говяжье, масло коровье и заморские товары". Любопытно, что наравне с обычным русским сырьем и продуктами пита ния купцы привозили и „заморские товары", т. е. то, что можно было купить у англичан и голландцев в Ар хангельске. Таким образом Западная шведская Карелия в отношении своего товароснабжения зависела от купцов Восточной Карелии и Поморья. Еще интереснее перечень •товаров, которые привозили в Кексгрльм (тогда он назы вался Корельск) местные жители. „У шведов товар—чи таем мы в описании — лисица, белки, горностай, волки, медведина, заячина, медь, поличная и ветошная“, т. е. здесь за исключением меди, которая добывалась в Запад ной Финляндии, товар исключительно первобытных охот ников. Получается впечатление, что Западная финская Карелия в конце XVII века была значительно более от сталая по сравнению с русской Карелией. Не лишен интереса вопрос о пути, по которому шли товары от Белого моря к Корельску. Этот путь шел от Сумского посада через среднюю Карелию. Существовал
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz