Карело-Мурманский край. 1929, N11-12.
44 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 11—12 было втиснуть северную деревню, не знавшую поме щика, с изстари развитыми денежными отношениями, большим расслоением внутри себя. Нельзя думать, что этот вопрос интересовал только каргопольцев и пудожан, он был общим для всего северного крестьянства и известия, относящиеся к 80-м годам, т. е. лет 15 спустя, показывают, что крестьяне Олонецкого уезда, как ни в чем не бывало продолжают между собой сделки по приобретению и отчуждению земельных участков: так медленно проникали новые порядки. Но то обстоятельство, что в наказах Олонецко- Ругозерского района не упоминается о праве продажи деревенских участков — говорит за то, что там этот вопрос не был столь злободневным. Анализ экономики района показывает, почему это происходило. Следует заметить, что промышленное значение каргопольского района, начиная с начала XVII века начинает падать. Бывший когда-то в XV и XVI столетии центром тран зитной торговли, главным образом солью, мехами и хле бом, Каргополь уступает свое место Вологде. И в общем экономический центр перемещается к востоку к Перми, Великому Устюгу, которые были узловыми пунктами московско-сибирского пути. С основанием Петербурга большую роль начинает играть междуозерный район, ограниченный Онежским, Свирью и Ладожским озером, представлявший до этого времени экономимическое захолустье. Постройка металлургических заводов, желез ных и медных, превращение Свири в большую дорогу в новую столицу — сильно оживили местность. Край приобрел промышленный характер, с сильно развитым отхожим промыслом, довольно многочисленным и бога тым купечеством, между тем как раньше это было просто деревни, „питающиеся сосновой корою и мохом“. Имеется довольно обширный наказ черносотных кре стьян Оштинской половины (теперешний Лодейнополь- ский округ, район Свири) и Лопских погостов (теперешний Паданский уезд). О чем же они говорят? Надо преду предить, что тщетно стали бы мы искать в наказах отражения мнения крестьянских низов, даже середины— деревенские миры давным-давно, еще с XVII века, отра жали интересы деревенской верхушки, „лучших людей". Вот эти-то „лучшие люди“ и диктовали наказы. Мы там не найдем чаяний и надежд деревенской массы; только по отдельным фактам, которые наказы приводят, можно составить ясную картину внутридеревенских отношений. Оба наказа указывают как на весьма обычное дело, владение земельными участками посадских людей, кото рые они приобрели „куплею и закладом, своим много- имуществом“, но это обстоятельство крестьяне Лопских погостов не считают ненормальным, они только под черкивают, что, владея этими участками, они не платят за крестьян подушные, т. е. в данном случае владеют землей на более привилегированном праве, чем они, крестьяне, которые, владея участками, платят за своих односельчан налоги. Правда, в Оштинском наказе как будто указывается на то, что олонецкие посадские вла деют тягловыми участками, „не по порядку прочих всех российских городов*, но в конце концов, чтобы, ука зав на это обстоятельство, только подчеркнуть неравен ство между посадскими и крестьянами. В чем же состояло это неравенство? Это неравенство наказ Лопских погостов выражает следующим образом. „Да тож крестьянство находится в немалом пред прочими посадскими обиде- хотя бы кто и малое деревенское торжишко иметь мог и то в силу Вашего императорского величества, состоявшегося в прош лом 1760 году ноября 20 дня указа зяпрещено. Да в 1761 т. февраля 14 дня указом же купцам с крестьян ством векселеваться не велено, без чего пришедши в убожество от недородов во всем уезде хлеба и сена крестьяне никоим образом поправиться и в прежнее состояние прийти невозможно" Было бы неправиль ным создавать картину богатых торговых сел, по кото рым больно ударило запрещение торговать и обязываться векселями. Нет, основная масса крестьянства была далека как от торговых дел, так и от векселевания. Это гово рит скорее за то, что в наказах были выражены в боль шей степени интересы деревенской верхушки, „чумазых" представителей торгового капитала. Так далеко ушло расслоение деревни, что верхи жили интересами устава о векселях, а низы в тех же наказах меланхолично заявляли, что они принуждены питаться вместе с хлебом „соломою, вахкою травою и сосновою корою, отчего пришли в великую нужду и недостатки, не уповая впредь уж во исправление прийти*. Представляет известный интерес ближе познакомиться с указами, которыми больно ударило карельских мужи ков. Указ 1761 года 2 о запрещении обязываться вексе лями и вступать в поручительство крестьянам мотивиро вался тем, что крестьянские неоплаченные векселя попа дают в руки купцов, в случае же несостоятельности векселедателя последнего ссылали в Сибирь и оттуда купец выкупал должника и делал его своим крепостным. Далее указывалось на то, что бывают также случаи, когда крестьяне давали на себя векселя купцу и шли к нему добровольно в крепостную зависимость. Здесь, если верить указу, вексель играл оригинальную роль, он служил кабальной записью. Условия для обязатель ства крестьян векселями по этому указу делались совер шенно невозможными. Крестьянин должен был, прежде чем дать вексель, спросить разрешение у своего поме щика, а если он был казенным или дворцовым—от упра вителя и затем найти поручителей, но не из крестьян, а из других сословий — купцов или мещан. Таким образом, крестьянина, ведущего торговлю, лишение права привычного и удобного в коммерческом мире рассчета — 1 Сб. Р. И. О. т. 115, стр. 139—141. 1 Поли. Собр. Закон., т. 15, стр. 649.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz