Карело-Мурманский край. 1929, N11-12.
42 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ Ns 11—12 несколько лет подряд, и довольно успешно работают. В Шимозерском районе, одном из наиболее отста лых пунктов, открытые в 1927 году ясли не сколько дней пустовали и только когда заведующая яслями— молодая девушка-горожанка отправилась по веп- ским избам, энергично разъясняя смысл и задачу яслей* только тогда стали приносить детей. А в заключение — к осеннему закрытию благодарности и просьбы о новом возобновлении их в следующем году. И в самом деле, глядя на эти здоровые, довольные, несколько недоумевающие личики, видишь, какая важная и грандиозная работа совершается даже в таких отдален ных, затерянных среди озер, болот и лесов вепских деревнях. И в общественную работу стали входит некоторые вепсянки. В Шимозерии одна девушка-комсомолка была две сессии членом Волостного Исполкома и после райо нирования поехала учиться. И это не единичный случай. Карелия в У многих до сих пор господствует мнение о прими тивности хозяйственных отношений на русском севере во времена московского государства и позднее. За обра зец берут здесь XIX или даже конец этого века и. рас суждая по аналогии с современностью, и приходят к таким выводам. В действительности было если не обратное, то несколько иное взаимоотношение между центром москов ского государства и его северной окраиной. Там были иные, во многом непохожие на среднюю Россию, хозяй ственные отношения. Прежде всего что радикально от личало север — это отсутствие натуральных отношений; надо спуститься вглубь времен, чтобы заметить остатки этих отношений. Сама географическая среда выталкивала эти натуральные отношения из действительности. Если в средней России можно было жить натуральной жизнью, ограничиваясь минимальным отчуждением продукта на сторону и столь же минимальным приобретением необ ходимых товаров со стороны, то для севера, основой которого было не земледелие, а морские промыслы, рыбо ловство, кустарные промыслы, добыча соли, необходимо было отчуждать весь продукт, а не излишки, оставшиеся от потребления семьи, как это можно было делать в земле дельческих районах. Уже в конце XVI и в XVII столетии Соловецкий монастырь был озабочен экспортом в центр страны основного своего товара — соли и завоза в край необходимого количества хлеба, который шел не столько для монахов лично, сколько на продовольствие наемных рабочих, монастырских крестьян и других категорий за висимого от монастыря населения. Но большую ошибку сделал бы тот, кто предположил бы, что товарные отноше ния дальше монастыря не шли, а население жило в перво бытно натуральных отношениях, словом создал бы исто рическую модель — феодальный монастырь, ведущий все сношения с внешним миром и его подданные крестьяне, дающие монастырю натуральный оброк. На самом деле Однако несмотря на такие резкие сдвиги в бытовых особенностях вепской женщины, она очень часто остается еще старой, дореволюционной русской „бабой". В этом легко пришлось убедиться наглядно на одном из плену мов сельсовета, где между прочим производились выборы на районный съезд. Здесь некоторые из присутствовавших попытались было послать от своего села делегатом кресть янку. Но, увы... В ответ услышали: „да, ведь у нас есть и мужики хорошие" или „ну, где это видано, чтобы баба была пастухом* и т. д. Так и голосовать даже не пытались. Однако, на фоне этой отсталости необходимо отметить значительный рост сознаваемости женщиной-вепсянкой сво его правового положения. Она быстро подвергается культур ному влиянию и, несомненно, в ближайшие годы выравняется в степени развития с женщинами других районов, культурно выросших, и будет также строить новый быт, новые формы социальной жизни вепской народности. С. Макарьев. XVIII веке край был в широкой степени охвачен товарными отно шениями. Для XVIII века, его второй половины, богатей ший материал представляют наказы в Екатерининскую комиссию по составлению нового уложения, а также и протоколы этой комиссии. Этот материал в значительной своей доле остается до сих пор неиспользованным для истории Севера. Имеется небольшая брошюра Боголюбова, касающаяся всего Севера; для Карелии эта тема отчасти была разработана покойным В. И. Крыловым, но в его очерках дается перечень „нужд населения", не касаясь экономического существа вопроса 1. Я здесь отвлекаюсь от существа, правильности или неправильности этих жалоб, которые излагались в наказах, а подхожу к вопросу со стороны той экономической структуры, в которой раз вивался край, со стороны, если можно так выразиться, анализа хозяйственной ткани, на которой общество росло. Если взять территорию теперешней Карельской респу блики, то для XVIII века ее следовало бы разделить на три района: Каргопольско-Пудожский, Олонецко-Ругозер- ский и Кемско-Ухтинский 2. Каждый из этих районов имел свои хозяйственные особенности. Особенностью, напр., Пудожского района было—земледелие. Олонецкий депутат Севастьян Ванифатьев на комиссии указывал, „что Каргопольский уезд за домашними потребностями, снаб жает своим хлебом жителей Олонецкого уезда“ . Повиди- мому кроме хлеба, идущего с верхней Волги через Вы- тегру, в течение XVIII века хлебопроизводящим районом была и область по ту сторону Онежского озера. По 1 Олонец. Губ. Вед. 1904 г. № 27—41. 2 Тогда Ухты повидимому еще не было, или она была не значительной деревней, по крайней мере о ней в наказе не упоминается. С той местности в наказе писали следующее „Мы Пяозерского погоста крестьяне жительство имеем при озере, край реки Олонги... промеж ими шведами и нами крестьяне расстояние 20 верст“. (Сборн. РИО т. 123, стр. 31).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz