Карело-Мурманский край. 1929, N11-12.

№ 11—12 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 41 Оба эти „хозяина" владеют главнейшими источниками вепского существования — поэтому обоим „хозяевам" надо всячески оказывать знаки особого внимания. Более мирными считаются: „Перть-ижанд"— избяной хозяин и „Танас-ижанд“ — дворовый хозяин. Они спо­ собствуют хозяйственному благополучию вепской семьи, но требуют, чтоб их в свою очередь также уважали. Несколько задорнее „Кюльбеть-ижанд"— баенный хо­ зяин и „Ригя-укк"— ригачный хозяин. С ними необхо­ димо быть особенно осторожным. А то могут преподне­ сти неожиданный сюрприз довольно неприятного свойства. Много еще и других мифологических особенностей имеет вепская народность, которые несомненно дольше оставят свои следы, нежели более позднейшее наслое­ ние — христианство. Чрезвычайно сильны в быту вепса самые разнообраз­ ные приметы, обычаи и обряды, сопровождающие вепса от появления его на свет, вернее даже зачатия и вплоть до его смерти. Собранные автором настоящей работы 5—6 сотен одних только примет, весьма еще неполных, свидетельствуют об их обилии и значимости. 7. Н о в ы й быт . Революция не могла не отразиться и не изменить многие особенности вепского быта, их экономические и общественные формы. Коренная ломка старых основ деревенского быта коснулась в значитель­ ной степени и вепса. Правда, эта ломка не в равной мере охватила вепские районы и некоторые из них еще до сих пор нуждаются в усиленном сдвиге со старых, уже отживших основ. Новые общественные формы, созданные революцией, быстро привились и заняли соответствующее своему значению место. Развитие местной промышленности и промыслов (лес­ ной, камнеобрабатывающей, гончарной и т. д.), создание ряда новых школ — содействовало общему культурному развитию вепса. Много этому способствуют и отхожие промысла, но иногда влияние города сказывалось до­ вольно отрицательным образом. Вепс-сезонник схватывал плохие стороны городского быта и являлся до некоторой степени их проводником в вепские деревни. Женщина-вепсянка в сравнении с мужчиной в боль­ шинстве своем была наиболее невежественна и далека от многих культурных навыков. Не удивительно, если известный знаток быта вепсов Колмогоров, А. И. 1 в 1905 г. в своей работе отмечал „...жена — полная раба семьи. Она вещь, домашнее жи­ вотное и толькр. Правда, душу у бабы мужики по боль­ шей части признают, но душа эта не совсем настоящая, и с мужицкой ее равнять не приходится. Мужик за свою душу подать платит, подушное. И если бы у бабы душа была настоящая — то начальство об этом наверное знало и, следовательно, также обложило бы податью". Этими строками можно было бы характеризовать взгляд на женщину у мужского населения. Поэтому не удиви­ тельно, если при разговоре о замужней женщине ее имя не фигурировало, а просто говорили:—„Петьки ак“ , „Дяфима ак“, „Ваньки ак“ и т. д., т. е. попрссту — Петьки жена, Ефима жена, Ваньки жена и т. д. Если обратиться к более ранним датам, к записям в церковных книгах, то увидим, что... „молебен служили и крестьянским женкам"... Иных отметок, как „женкам" не было. Правда, если говорилось об одной женщине, то ставилась лишь буква „ж“, что было равносильно слову „жена“, а всего вероятнее подразумевалась тоже „женка“. Что же касается девушек, то для них кроме „девки“ другого названия не было, впрочем, ей был и полный титул — „государственная крестьянская девка“. Таково было „правовое" положение бесправной, тем­ ной, забитой трудом и существовавшим строем женщины- вепсянки. Но все, что коренилось веками в глухих вепских де­ ревнях, оторванных от более культурных мест, было до основания поколеблено буйным Октябрьским порывом. Ру­ шился старый, отживающий быт и в этих отсталых, „мед­ вежьих" углах. Все, что было здорового, тянулось к свету, знанию и совершенно другой бодрой и творческой жизни. И культурно отсталая вепсянка вздохнула полной, свободной грудью. Появляются новые доселе невиданные очаги культуры—■ избы-читальни, красные уголки. Строятся больницы и этим самым дается сокрушающий удар местному знахар­ ству, глубоко гнездившемуся в вепском быту. Резко пони­ жается смертность и в особенности в детском возрасте. Если взять последние 60 лет, то из всех умерших (Шимозерия) — 60,35°/о падает на ранний детский воз­ раст (до 5 лет) и только 17,32°/0 приходится на смерт­ ность старше 60 лет. Теперь соотношение совершенно иное. Медицинская помощь, оказываемая населению, правда, еще не вполне достаточная, все же сыграла большую роль. Вместо пассивного отношения к болезни ребенка, вследствие чего была смерть, является твердая решимость бороться за детскую жизнь. Колоссально уве­ личивается число обращений за медицинской помощью и в результате сохранение жизни ребенка. Открываются летние ясли, в некоторых местах функционирующие уже 1 Колмогоров, А. И. .Поездка по Чухарии“, журн. „Земле­ ведение", III—IV, стр. 111—112, 1905 г. Мальчик-вепс.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz