Карело-Мурманский край. 1929, N11-12.
40 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 11— 12 энергично проявил свою активность, что даже сумел взять в свои руки инициативу сбыта далеко за пределы своего района добываемого и обрабатываемого на месте точильного камня. Производственная общественность иногда выражается еще в помочах. В этих помочах активную и весьма суще ственную роль играют девушки, организующие помочи во время полевых работ, преимущественно во время жатвы. Практикуются изредка помочи при постройке дома какому-нибудь маломощному, часто безлошадному вепсу; ему коллективно вывозят лес или дом рубят, или вообще оказывают какую-либо другую коллективную помощь. Особенно ярко общественный момент выражен у моло дежи, правда он почти исключительно зиждется на по сиделках (беседе). На эти беседы молодежь идет очень охотно, весело и непринужденно их проводит. Здесь начинается первое проявление общественности молодого вепса. Здесь он участвует в общих коллективных играх, танцах, песнях. Тут он находит и подругу своей даль нейшей жизни. Игр, правда, немного, главным образом, все веселье заключено в танцах — кадрили и, в проникающих в по следнее время, других „легких" танцах, которые под влиянием городской- культуры быстро прививаются и в вепской деревне, точно так же как и городские песни. Музыкой на беседе обыкновенно служила и вероятно еще долго будет служить гармоника, преимущественно „трехрядка*. Других музыкальных инструментов здесь не встретишь. Может быть иногда встретится давно по- ломаная балалайка, привезенная когда-то при возвраще нии из отхожего промысла. Отсутствие гармоники на беседе легко заменяется пением плясовых песен. Так, например, кадриль танцуют очень часто без музыки, просто танцующие пары поют установленные для этого случая песни. Поют больше девушки, мужчины же пре имущественно танцуют молча, так как с их стороны вообще считается чем-то низким танцевать „по песням“ (под песни), а тем более принимать участие в этом пении. Новым связующим началом вепской современной обще ственности является рост партийных и комсомольских организаций и не только в количественном, но, главным образом, в качественном отношении. Партийная ячейка служит двигающим началом всей общественной деятель ности вепского населения. От небольшой ячейки в быв шем волостном центре, единственном на большой район, организуются ячейки даже во многих сельских обществах и проводят значительную организующую работу. Комсомол, срастаясь с молодежью, не входящей в ряды союза молодежи, руководит многими ее общественными проявлениями и играет существенную роль в обще ственно-политическом и культурном развитии всей мо лодежи. 6. Р е л и г и о з н ы е в о з з р е н и я . Вепс по своей вероисповедной принадлежности считается православным, однако на ряду с православием существует целый ряд обрядностей культового характера и относящихся к глу бокой древности. Кроме того и православие, несмотря на решительные меры в этом направлении, особой проч ностью не отличалось при всем видимом обилии церквей, часовен, отдельных крестов и т. д. Это явление отме чается повсеместно; так, например, для белозерских веп сов Павлов, А. Н. 1 отмечает: „После воли, особенно с открытием земских школ, грамотность стала расти. И странное совпадение! — В одном из приходов волости, Пондале, на ряду с ростом числа школьников отме чается уклонение от церковной исповеди. По данным 1895 — 1912 гг. ежегодно уклоняется от 10 до 30°/0 даже до 50 °/0. Местный причт, получая неоднократные нагоняи от консистории и преосвященного, из кожи лез, понуждая верующих к исповеди, но тем было „некогда". Наконец, в 1912 г. „молодые люди привлекались к испо веди путем принудительных мер“, как указано в церков ной летописи и все же уклонялось свыше 18°/0“. Для других районов отмечаются аналогичные факты. Сами служители религиозного культа своим поведе нием часто отталкивают от себя многих верующих, а в особенности под влиянием выпитых спиртных напит ков. Подобных примеров чрезвычайно много и вряд ли имеется приход, который мог бы утверждать обратное. Вот, например, Горное Шелтозеро (Прионежье) — священ- * ник пьян, итти не может, везут на лошади, в квартиру перетаскивают шесть человек! Сопровождающий его дья- чек не менее пьяный распевает...... Ваня, Ваня, пропадешь ни за что ты“... А население, глядя на это, лишь уко ризненно качает головой. В селе Гимреке (Прионежье) священник после совер шения требы настолько был пьян, что вместо дверей сторожки (невдалеке от церкви), где он пил, разбил раму окна и пытался влезть в окно, но застряв в нем, так и уснул. В таком положении нашли его утром ве рующие и в тот же день, по настоянию некоторых граждан-, священнику было отказано от прихода. Подоб ных этому случаев чрезвычайно много и нет особой не обходимости их здесь приводить. Такие случаи особенно детально и внимательно подмечались молодежью и не удивительно, что комсомольцы, а с ними и часть бес партийной молодежи, распевают анти-религиозные песни и не без сочувственного отношения к этому со стороны взрослой части населения. Под влиянием культурного развития неуклонно растет отрицательное отношение к религии. Но на ряду с вы теснением религии довольно прочно сохраняются пере житки прежних религиозных формаций у вепсов. Это остатки от бывшей в далеком прошлом стройной мифо логии, под влиянием христианства принявшей форму не чисти, чертовщины и т. д. В современной вепской демонологии несомненно есть и элементы славянские. Но много элементов, которые имеют чисто вепское происхождение. , Так в представлении вепса владельцем всех лесных . пространств является — „Мец-ижанд“ (лесной хозяин). Лесной хозяин — добрый дух и довольно благожелательно относится к вепсу, лишь его „три года худо не поми най", а в особенности его жену— „Тойне поль“ (другая половина). Ну, а если каким-либо образом рассердил „Мец-ижанда“, то предохранить себя от его действий можно лишь путем бегства куда-либо в бурьян, где не обходимо, как можно скорей схватиться за эту расти тельность, называемую „роудыч*, и тогда сила лесного хозяина парализуется. Не менее обладает таинственной силой и „Ведегейне' — водяной хозяин. „Ведегейне* для своего пребывания пред почитает глубокие места и водовороты. Так, например, в Шимозерии указывают местопребывания „Ведегейне"— „Муст-Хоуд“— черная яма, куда ежегодно уходит боль шая часть воды озера Шимозера 1. 1 Павлов, А. Н. „Чухари — белозерская Весь". Сборн. „Рево люция в деревне", ч. I, 1924 г., под ред. Богораза-Тана. 1 См. работы—Исчезающие озера.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz