Карело-Мурманский край. 1929, N11-12.

№ 11—12 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 39 даются скоту в день его первого выгона, для молочности и спокойной пастьбы летом. О д е ж д а и о б у в ь . Как в пище, точно так же и в одежде вепс весьма скромен. И до последнего момента он в своей обычной одежде, главным образом, обходился местными материалами (домотканиной). Правда, в более позднее время стали появляться материалы фабрич­ ного изготовления, преимущественно для верхней одежды. Нижнее же белье, в большинстве своем состоит и в дан­ ное время из домотканины, а в особенности у женщин. Женщины кроме того в рабочую пору носят юбки из „одьяльного“ материала (одьяльным материалом называют материал, вытканный из толстых ниток и из узких тря­ почных полос, связанных вместе). Этот же материал идет и на дорожки, постилаемые на пол, обычно в чистой половине. А сшитый вместе из нескольких полос служит одеялом, что собственно и послужило основанием для названия материала „одьяльным". Верхней одеждой у мужчин в будни служат „сукон- ные“ брюки („сукно1 местного изготовления) и какой- нибудь спорок, что-то неопределенное между рубахой, пиджаком или вообще каким-нибудь другим верхним „костюмом11. Зимой сверху этого одевается еше полу­ шубок из овчин, подвязанный кушаком. На ногах вале- ные сапоги серого и черного оттенке в, нередко с бес­ численным количеством заплат. В теплую погоду (отте­ пель) валенки заменяются „валенцами1, обшитыми снизу кожей, или кожаными (русскими) сапогами. Летом боль­ шей частью носят русские сапоги и лапти. На руках шерстяные вязаные варежки, чаще всего сверху покрытый кожаными рукавицами. Летом на не­ которых работах держат одни кожаные рукавицы (при сплаве, плотничьих и других работах). Женщины в этом, при аналогичных работах, не отличаются от мужчин. В дорогах же применяются „шубницы1 (рукавицы, сши­ тые из овчины, мехом внутрь). На голове у мужчин какая-нибудь шапка, чаще всего из зайчины (заячьей шкуры), иногда еще встречается уже замусоленная шапка военного времени. Летом фуражка (часто русская — „московка") или шляпа из шерсти, а большей частью вообще трудно установить какой- нибудь определенный головной убор; носят все, что про­ никает из города, вместе с возвращением с отхожих промыслов. Лишь в этом отношении женщины сохраняют свои старые традиции и носят свои неизменные ситце- .вые, а в праздничные дни шелковые головные платки, хранящиеся годами в сундуках. В праздничные дни обычно одеваются несколько лучше, при чем женщины всегда пестрят своей яркой цветностью в костюме, не отличающейся во многом от наряда жен­ щин русских деревень. Одежда детей является большей частью перешитой из остатков одежды взрослых, а порой и без всякой переделки. Прическа самая простая. Женщины расчесывают во­ лосы, затем свертывают в пучек и сверху одевают по­ войник („побойник1). Девушки заплетают косы. Муж­ чины делают иногда пробор, а большей частью расче­ сывают Пятерней свою кудлатую голову и тем ограни­ чиваются. Украшения носят сравнительно мало. У девушек имеются только серьги и какие-нибудь плохенькие кольца, больше всего серебряные, позолоченные, некото­ рые носят и золотые. Женщины имеют лишь обручаль­ ные кольца, которые вообще старается приобресть каждая молодая пара, хотя бы даже и серебряные. С р е д с т в а п е р е д в и ж е н и я . Весь вепский край лишен хороших путей сообщения. Исключением может служить лишь Прионежье, пересекаемое на всем своем протяжении отличной почтовой дорогой и в летнее время обслуживаемое пароходным сообщением по Онежскому озеру. Но в некоторых частях вепской территории сооб­ щение между селами и деревнями может поддерживаться только при помощи троп и то заваленных камнями. В этих случаях средством передвижения является ориги­ нальный вид местного экипажа „редхудед1 (смычки, во­ локуша), состоящий из двух длинных жердей — в кото­ рые как к оглоблям запрягается лошадь, другие концы просто волочатся по земле. На них, примерно около середины, прибито несколько дощечек, на которые при­ вязывается транспортируемый груз. Сам же путник дол­ жен итти или в лучшем случае ехать верхом. В местах, где имеются для этого соответствующие более или менее удобные пути сообщения, средствами пере­ движения являются: телеги, обычного четырехколесного типа, заимствованного у русского населения и одноколки (на двух колесах). Эти два типа наиболее распростра­ нены. И у немногих иногда встречается тарантас и не­ сколько больше „каберлет" (местное название кабрио­ лета). Зимой употребляются сани: большие для дальних по­ ездок, поменьше размером для ближайших обычно празд­ ничных поездок. Конечно, сани обоих видов имеют не­ многие. Наиболее распространенными являются дровни, приспосабливаемые для различных передвижений, вплоть до летних, когда на дровнях возят с покоса сено, с по­ лей снопы после жатвы и т. д. 5. О б щ е с т в е н н а я ж и з н ь в е п с о в . Элементы общественности в вепском быту коренятся довольно глу­ боко. Многие вопросы даже индивидуального порядка вепс стремится разрешить в соответствии с мнением членов своей семьи или ближайших соседей, При вопро­ сах же, касающихся всей деревни, обычно созывается деревенский сход, где возникающие вопросы общего ха­ рактера сообща всей деревней разрешаются. Больше же всего практикуется созывать сходы сельского общества или даже всех сельских обществ, объединяемых сель­ советом. А иногда просто созывается не сход, а только расширенный пленум сельсовета, на котором присут­ ствуют все выполняющие общественные функции на территории, объединяемой сельсоветом, и желающие гра­ ждане того села, где находится сельсовет. Как сходы, так и пленумы проходят весьма оживленно, конечно, главным образом, это зависит от поставленных на по­ вестку дня вопросов. Комитеты крестьянской общественной взаимопомощи постепенно развивают свою деятельность, завоевывая все большую популярность среди местного населения. Неко­ торые комитеты принимают значительный размах вплоть до принятия участия в лесозаготовительных и других операциях. Но далеко не все комитеты равномерно рабо­ тают, есть и такие, которые почти совершенно не про­ являют своей деятельности или в лучшем случае ограни­ чиваются распределением подвод (извозного промысла). Темп развития кооперации довольно интенсивен, не­ смотря на наличие многих эпидемических дефектов (не­ опытность, неизбежные растраты и т. д.). Целый ряд кооперативов выстроил свои собственные здания (Шим- озеро, Ростань — в Прионежье и мЬ. др.). Некоторые кооперативы свое обслуживание населения углубили в сторону развития производственной деятельности насе­ ления. Напр., Вехручейский в Прионежье настолько

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz