Карело-Мурманский край. 1929, N11-12.
№ 11—12 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 39 даются скоту в день его первого выгона, для молочности и спокойной пастьбы летом. О д е ж д а и о б у в ь . Как в пище, точно так же и в одежде вепс весьма скромен. И до последнего момента он в своей обычной одежде, главным образом, обходился местными материалами (домотканиной). Правда, в более позднее время стали появляться материалы фабрич ного изготовления, преимущественно для верхней одежды. Нижнее же белье, в большинстве своем состоит и в дан ное время из домотканины, а в особенности у женщин. Женщины кроме того в рабочую пору носят юбки из „одьяльного“ материала (одьяльным материалом называют материал, вытканный из толстых ниток и из узких тря почных полос, связанных вместе). Этот же материал идет и на дорожки, постилаемые на пол, обычно в чистой половине. А сшитый вместе из нескольких полос служит одеялом, что собственно и послужило основанием для названия материала „одьяльным". Верхней одеждой у мужчин в будни служат „сукон- ные“ брюки („сукно1 местного изготовления) и какой- нибудь спорок, что-то неопределенное между рубахой, пиджаком или вообще каким-нибудь другим верхним „костюмом11. Зимой сверху этого одевается еше полу шубок из овчин, подвязанный кушаком. На ногах вале- ные сапоги серого и черного оттенке в, нередко с бес численным количеством заплат. В теплую погоду (отте пель) валенки заменяются „валенцами1, обшитыми снизу кожей, или кожаными (русскими) сапогами. Летом боль шей частью носят русские сапоги и лапти. На руках шерстяные вязаные варежки, чаще всего сверху покрытый кожаными рукавицами. Летом на не которых работах держат одни кожаные рукавицы (при сплаве, плотничьих и других работах). Женщины в этом, при аналогичных работах, не отличаются от мужчин. В дорогах же применяются „шубницы1 (рукавицы, сши тые из овчины, мехом внутрь). На голове у мужчин какая-нибудь шапка, чаще всего из зайчины (заячьей шкуры), иногда еще встречается уже замусоленная шапка военного времени. Летом фуражка (часто русская — „московка") или шляпа из шерсти, а большей частью вообще трудно установить какой- нибудь определенный головной убор; носят все, что про никает из города, вместе с возвращением с отхожих промыслов. Лишь в этом отношении женщины сохраняют свои старые традиции и носят свои неизменные ситце- .вые, а в праздничные дни шелковые головные платки, хранящиеся годами в сундуках. В праздничные дни обычно одеваются несколько лучше, при чем женщины всегда пестрят своей яркой цветностью в костюме, не отличающейся во многом от наряда жен щин русских деревень. Одежда детей является большей частью перешитой из остатков одежды взрослых, а порой и без всякой переделки. Прическа самая простая. Женщины расчесывают во лосы, затем свертывают в пучек и сверху одевают по войник („побойник1). Девушки заплетают косы. Муж чины делают иногда пробор, а большей частью расче сывают Пятерней свою кудлатую голову и тем ограни чиваются. Украшения носят сравнительно мало. У девушек имеются только серьги и какие-нибудь плохенькие кольца, больше всего серебряные, позолоченные, некото рые носят и золотые. Женщины имеют лишь обручаль ные кольца, которые вообще старается приобресть каждая молодая пара, хотя бы даже и серебряные. С р е д с т в а п е р е д в и ж е н и я . Весь вепский край лишен хороших путей сообщения. Исключением может служить лишь Прионежье, пересекаемое на всем своем протяжении отличной почтовой дорогой и в летнее время обслуживаемое пароходным сообщением по Онежскому озеру. Но в некоторых частях вепской территории сооб щение между селами и деревнями может поддерживаться только при помощи троп и то заваленных камнями. В этих случаях средством передвижения является ориги нальный вид местного экипажа „редхудед1 (смычки, во локуша), состоящий из двух длинных жердей — в кото рые как к оглоблям запрягается лошадь, другие концы просто волочатся по земле. На них, примерно около середины, прибито несколько дощечек, на которые при вязывается транспортируемый груз. Сам же путник дол жен итти или в лучшем случае ехать верхом. В местах, где имеются для этого соответствующие более или менее удобные пути сообщения, средствами пере движения являются: телеги, обычного четырехколесного типа, заимствованного у русского населения и одноколки (на двух колесах). Эти два типа наиболее распростра нены. И у немногих иногда встречается тарантас и не сколько больше „каберлет" (местное название кабрио лета). Зимой употребляются сани: большие для дальних по ездок, поменьше размером для ближайших обычно празд ничных поездок. Конечно, сани обоих видов имеют не многие. Наиболее распространенными являются дровни, приспосабливаемые для различных передвижений, вплоть до летних, когда на дровнях возят с покоса сено, с по лей снопы после жатвы и т. д. 5. О б щ е с т в е н н а я ж и з н ь в е п с о в . Элементы общественности в вепском быту коренятся довольно глу боко. Многие вопросы даже индивидуального порядка вепс стремится разрешить в соответствии с мнением членов своей семьи или ближайших соседей, При вопро сах же, касающихся всей деревни, обычно созывается деревенский сход, где возникающие вопросы общего ха рактера сообща всей деревней разрешаются. Больше же всего практикуется созывать сходы сельского общества или даже всех сельских обществ, объединяемых сель советом. А иногда просто созывается не сход, а только расширенный пленум сельсовета, на котором присут ствуют все выполняющие общественные функции на территории, объединяемой сельсоветом, и желающие гра ждане того села, где находится сельсовет. Как сходы, так и пленумы проходят весьма оживленно, конечно, главным образом, это зависит от поставленных на по вестку дня вопросов. Комитеты крестьянской общественной взаимопомощи постепенно развивают свою деятельность, завоевывая все большую популярность среди местного населения. Неко торые комитеты принимают значительный размах вплоть до принятия участия в лесозаготовительных и других операциях. Но далеко не все комитеты равномерно рабо тают, есть и такие, которые почти совершенно не про являют своей деятельности или в лучшем случае ограни чиваются распределением подвод (извозного промысла). Темп развития кооперации довольно интенсивен, не смотря на наличие многих эпидемических дефектов (не опытность, неизбежные растраты и т. д.). Целый ряд кооперативов выстроил свои собственные здания (Шим- озеро, Ростань — в Прионежье и мЬ. др.). Некоторые кооперативы свое обслуживание населения углубили в сторону развития производственной деятельности насе ления. Напр., Вехручейский в Прионежье настолько
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz