Карело-Мурманский край. 1929, N11-12.

38 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 11—12 В е п с ы 1 (Окончание) Д о м а ш н я я у т в а р ь . Вепская утварь не отличается особым разнообразием и богатством форм и материала. Обычным материалом местного происхождения служат: дерево (береза, осина, сосна, ель и т. д.) и глина, сра­ внительно очень хорошего качества (в районе р. Ояти). Необходимо подчеркнуть, что эти материалы исполь­ зуются довольно основательно. Напр., из древесины из­ готовляют ушаты, ведра, бочки, шайки, кадушки, дере­ вянные блюда (для мяса), ступы (для приготовления крупы), долбленые чашки и многое другое. Корни дерева используются для плетения корзин, отличающихся осо­ бой прочностью, а из толстых корневищ выдалбливаются глубокие чаши, солонки и т. д. В значительных размерах употребляется береста (кора березы). Все поделки из бересты наиболее удобны и широко применяются в хозяйственном обиходе вепса благодаря своей несложности изготовления и значитель­ ного количества этого бесплатного материала. В этой части вепс достиг значительных успехов. Из бересты делается утварь самого разнообразного применения. На­ чиная от самой простой ложки, которая в любой момент и с изумительной скоростью может быть сделана, и кон­ чая сложными вещами: ножнами (для ножей, брусков для кос), солонками (походными), кошелями, масками — для маскирования, игрушками и даже котлами, в кото­ рых можно варить пищу. Глина также служит материалом многим видам вепской утвари и, благодаря своим хорошим качествам, продукция из глины находит себе широкий сбыт далеко за преде­ лами своего края. Домашняя утварь обычно хранится около печки и за нею около стены дома, где для этой цели устраивается шкафчик примитивного устройства. Для других же мел­ ких принадлежностей домашнего обихода вешают на стену „посудник". Обычно в реквизит внутренности вепской избы входит и люлька из досок или из лубка, подвешенная к очепу (длин­ ной березовой жерди, приспосабливаемой около потолка). Освещается внутренность вепской избы керосиновой, простой лампой, подвешенной к потолку над столом. Новым культурным приобретением является применение электрического освещения в ряде деревень в Прионежье, благодаря диабазовым разработкам (д. Ропручей — берег Онежского озера). У входа в вепской избе ставится большая лохань (стоянка), над хоторой висит рукомойник (глинянный, реже металлический). В эту лохань сливаются все от­ бросы, издающие с трудом терпимый запах и служащие пойлом скоту. Умываться над такой лоханью стоит боль­ шого труда. Пища . Вепс в пище очень неприхотлив и больших требований в этом не предъявляет. Поэтому его пища очень скудна. Большей частью употребляется рыба, частью своего лова из местных водоемов, а частью при­ возная, главным образом, треска, привозимая коопера­ тивными организациями. Варят треску мало, больше ее запекают в тесте в виде пирога (рыбника). Кроме этого значительно распространен „с у щ и к м е л к а я рыбешка, 1 См. Журнал „Карело-Мурм. Край", №№ 1 и 2. употребляемая в виде жидкого варева-супа. Мясо едят реже и преимущественно более зажиточные. Некоторые категории животных совершенно не упо­ требляются в пищу, так например, не ели зайца и даже кур, что связывалось с некоторыми преданиями. Из овощей наиболее всего идет в пищу картофель, который культивируется в большом количестве. Но его повсеместное распространение только в позднейшее время получило такие широкие размеры. Под влиянием сектан­ тов, многие селения чрезвычайно противились распро­ странению „чертова яблока1* и в Шимозерии в недавнем прошлом был даже „картофельный" бунт, направленный против этого весьма ценного овоща, который в совре­ менных условиях вепса служит значительным подспорьем в его скудном меню. Затем употребляется репа в виде „пары1 (пареной репы), репного кваса и в сыром виде; лук, брюква, редька и в незначительных размерах другие овощи. Из злаков употребляется преимущественно рожь (хлеб), ячмень (крупа), овес (толокно, овсяная мука) и в очень небольших размерах пшеница. Горох в настоящее время высевается сравнительно очень мало, но в довоенное время его посев был значительно больше. С появлением ягод и грибов и потом в продолжение большей части зимы их весьма охотно употребляют в пищу. Чернику сушат, бруснику собирают в ушаты и зимою едят с тестом из овсяной муки и толокна и с овсяными блинами. Из грибов солятся обычно волнуха, рыжик и грузди. Сваренные, приправленные подсолнеч­ ным маслом и луком они в мелкорубленном виде дей­ ствительно представляют довольно вкусное и аппетитное блюдо, с большим удовольствием употребляемое вепсами. Из напитков особенно распространена „репница“— квас из репы, любимый напиток вепсов; квас хлебный и молоко простое и творожное. В воскресные и праздничные дни стряпаются различ­ ные кушанья: овсяные блины, калитки, колобы, кокачи и т. д. В общем же наблюдается стремление в эти дни иметь улучшенную пищу. Особым бременем на вепский бюджет ложатся, так называемые, „престольные4 праздники. В это дни не только можно тратить все, что имеется в запасе и даже делать долги. Отмеченное за последнее время упраздне­ ние многих престольных праздников, по местной инициа­ тиве, несколько умерит расходы на праздники. С некоторыми важными событиями в жизни вепса свя­ зываются обрядовые блюда, напр., в свадебном меню не­ пременно должен быть кисель, а на второй день свадьбы яичница, которой угощают молодого. При поминальных обрядах пекутся блины из белой муки („первача") и также варится кисель. Этот же кисель является существенной частью и именинного обеда. Из других видов ритуальной пищи можно отметить „крестяжки“ (небольшие хлебцы из белой или полубелой муки с крестом сверху из теста). „Крестяжки" пекутся в среду, на четвертой неделе весеннего поста и даются молодежью своим близким родственникам (отцу, матери, крестному, крестной и т. д ), за что их необходимо от­ дарить. Затем в четверг на последней неделе этого же поста пекутся другие хлебцы (из ржаной муки), которые

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz