Карело-Мурманский край. 1929, N11-12.
38 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 11—12 В е п с ы 1 (Окончание) Д о м а ш н я я у т в а р ь . Вепская утварь не отличается особым разнообразием и богатством форм и материала. Обычным материалом местного происхождения служат: дерево (береза, осина, сосна, ель и т. д.) и глина, сра внительно очень хорошего качества (в районе р. Ояти). Необходимо подчеркнуть, что эти материалы исполь зуются довольно основательно. Напр., из древесины из готовляют ушаты, ведра, бочки, шайки, кадушки, дере вянные блюда (для мяса), ступы (для приготовления крупы), долбленые чашки и многое другое. Корни дерева используются для плетения корзин, отличающихся осо бой прочностью, а из толстых корневищ выдалбливаются глубокие чаши, солонки и т. д. В значительных размерах употребляется береста (кора березы). Все поделки из бересты наиболее удобны и широко применяются в хозяйственном обиходе вепса благодаря своей несложности изготовления и значитель ного количества этого бесплатного материала. В этой части вепс достиг значительных успехов. Из бересты делается утварь самого разнообразного применения. На чиная от самой простой ложки, которая в любой момент и с изумительной скоростью может быть сделана, и кон чая сложными вещами: ножнами (для ножей, брусков для кос), солонками (походными), кошелями, масками — для маскирования, игрушками и даже котлами, в кото рых можно варить пищу. Глина также служит материалом многим видам вепской утвари и, благодаря своим хорошим качествам, продукция из глины находит себе широкий сбыт далеко за преде лами своего края. Домашняя утварь обычно хранится около печки и за нею около стены дома, где для этой цели устраивается шкафчик примитивного устройства. Для других же мел ких принадлежностей домашнего обихода вешают на стену „посудник". Обычно в реквизит внутренности вепской избы входит и люлька из досок или из лубка, подвешенная к очепу (длин ной березовой жерди, приспосабливаемой около потолка). Освещается внутренность вепской избы керосиновой, простой лампой, подвешенной к потолку над столом. Новым культурным приобретением является применение электрического освещения в ряде деревень в Прионежье, благодаря диабазовым разработкам (д. Ропручей — берег Онежского озера). У входа в вепской избе ставится большая лохань (стоянка), над хоторой висит рукомойник (глинянный, реже металлический). В эту лохань сливаются все от бросы, издающие с трудом терпимый запах и служащие пойлом скоту. Умываться над такой лоханью стоит боль шого труда. Пища . Вепс в пище очень неприхотлив и больших требований в этом не предъявляет. Поэтому его пища очень скудна. Большей частью употребляется рыба, частью своего лова из местных водоемов, а частью при возная, главным образом, треска, привозимая коопера тивными организациями. Варят треску мало, больше ее запекают в тесте в виде пирога (рыбника). Кроме этого значительно распространен „с у щ и к м е л к а я рыбешка, 1 См. Журнал „Карело-Мурм. Край", №№ 1 и 2. употребляемая в виде жидкого варева-супа. Мясо едят реже и преимущественно более зажиточные. Некоторые категории животных совершенно не упо требляются в пищу, так например, не ели зайца и даже кур, что связывалось с некоторыми преданиями. Из овощей наиболее всего идет в пищу картофель, который культивируется в большом количестве. Но его повсеместное распространение только в позднейшее время получило такие широкие размеры. Под влиянием сектан тов, многие селения чрезвычайно противились распро странению „чертова яблока1* и в Шимозерии в недавнем прошлом был даже „картофельный" бунт, направленный против этого весьма ценного овоща, который в совре менных условиях вепса служит значительным подспорьем в его скудном меню. Затем употребляется репа в виде „пары1 (пареной репы), репного кваса и в сыром виде; лук, брюква, редька и в незначительных размерах другие овощи. Из злаков употребляется преимущественно рожь (хлеб), ячмень (крупа), овес (толокно, овсяная мука) и в очень небольших размерах пшеница. Горох в настоящее время высевается сравнительно очень мало, но в довоенное время его посев был значительно больше. С появлением ягод и грибов и потом в продолжение большей части зимы их весьма охотно употребляют в пищу. Чернику сушат, бруснику собирают в ушаты и зимою едят с тестом из овсяной муки и толокна и с овсяными блинами. Из грибов солятся обычно волнуха, рыжик и грузди. Сваренные, приправленные подсолнеч ным маслом и луком они в мелкорубленном виде дей ствительно представляют довольно вкусное и аппетитное блюдо, с большим удовольствием употребляемое вепсами. Из напитков особенно распространена „репница“— квас из репы, любимый напиток вепсов; квас хлебный и молоко простое и творожное. В воскресные и праздничные дни стряпаются различ ные кушанья: овсяные блины, калитки, колобы, кокачи и т. д. В общем же наблюдается стремление в эти дни иметь улучшенную пищу. Особым бременем на вепский бюджет ложатся, так называемые, „престольные4 праздники. В это дни не только можно тратить все, что имеется в запасе и даже делать долги. Отмеченное за последнее время упраздне ние многих престольных праздников, по местной инициа тиве, несколько умерит расходы на праздники. С некоторыми важными событиями в жизни вепса свя зываются обрядовые блюда, напр., в свадебном меню не пременно должен быть кисель, а на второй день свадьбы яичница, которой угощают молодого. При поминальных обрядах пекутся блины из белой муки („первача") и также варится кисель. Этот же кисель является существенной частью и именинного обеда. Из других видов ритуальной пищи можно отметить „крестяжки“ (небольшие хлебцы из белой или полубелой муки с крестом сверху из теста). „Крестяжки" пекутся в среду, на четвертой неделе весеннего поста и даются молодежью своим близким родственникам (отцу, матери, крестному, крестной и т. д ), за что их необходимо от дарить. Затем в четверг на последней неделе этого же поста пекутся другие хлебцы (из ржаной муки), которые
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz