Карело-Мурманский край. 1929, N11-12.
№ 11—12 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 33 акробатикой, танцами и т. п. Оставаясь до послед него времени театральной мастерской, Ратемас, конечно, не мог развить широкой зрелищной ра боты. Но и те полтора десятка тысяч зрителей, которых Ратемас обслужил, те 22 выезда в гущу рабочих масс, которые он сумел провести, свиде тельствуют о тесной увязке всей его работы с массами. Огромнейшим недостатком Ратемас'а является отсутствие карельского репертуара, которого он до сих, пор создать не сумел. Без создания же карельских драматургов, пьес, посвященных со циалистическому строительству Карелии, без со здания карельского репертуара, повторяю, гово рить о целостной карельской театральной куль туре нельзя. Разрешение практических задач массовой теа тральной культуры в Карелии непосредственно связано и с разрешением задач строительства соб ственно карельского национального театра. В этом направлении первые шаги сделаны. Карелия гото вит своих актеров - националов. В ленинградском художественном политехникуме обучается сейчас первый отряд будущих актеров-карелов. И не только актеров. Карельское отделение художе ственного политехникума готовит кадр работников национального театра и актеров и режиссеров. Первые актеры-националы обучаются кроме узко- драматического искусства также балету, музыке, живописи, скульптуре и т. д. Но этот кадр первых актеров-националов закончит учебу... через четыре года. Срок при наших темпах развития достаточно внушительный! Действительно ли остается только ждать четыре года, чтобы лишь тогда „подвести итоги первым шагам карельского национального театра" (газета „Кр. Карелия":— 1929 г., №212 — 20 сентября)? Те возможности, которые сейчас имеются, позволяют ставить вопрос о немедленном приступе к строи тельству массовой национальной карельской теа тральной культуры. Если бы были произведены хотя бы первые опыты прививки театральной культуры — не пришлось бы говорить о том без различии и той халатности, которую проявили отдельные районы Карелии (Паданы и т. д.) к делу создания национального театра. И здесь, с по мощью существуюших театральных коллективов, путь лежит через подъем массового театрального искусства. Тот же ТРАМ не может и не должен ограничиваться работой исключительно на русском языке. Таким образом, и в направлении строи тельства собственно карельской национальной теа тральной культуры—возможности достаточно ши роки. Но успешное разрешение всех этих вопросов, конечно, вплотную упирается не только в необхо димость усиления работы соответствующих совет ских учреждений по линии Наркомпроса, но и в активность общественно-партийных и профсоз- ных организаций. Практика строительства теа тральной культуры в Карелии требует от проф союзов решительного изменения курса театральной политики. Надо с сожалением отметить, что проф союзы Карелии до сих по не сумели принять уча стия и наладить совместной работы с театром. Больше того—профсоюзы не смогли даже провести работы по приближению театра к рабочим массам и масс к театру, не говоря уже о чрезвычайной слабости руководства самодеятельностью трудя щихся. Приступ к практическому разрешению про блемы строительства театральной культуры в Ка релии обязывает. Эти обязательства теперь при дется строго и точно выполнять, чтобы действи тельно обеспечить успешное наступление на одном из главнейших участков культурной революции. Александра Даудэ. „Живая газета" Дорпрофсожа Мурм. ж. д.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz