Карело-Мурманский край. 1929, N11-12.

32 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 1 1 -1 2 пути создания действительно массовой, действи­ тельно пролетарской социалистической театраль­ ной культуры. * *❖ Собственно-советской театральной культуры в Карелии и карельской н а ц и о н а л ь н о й театраль­ ной культуры—нет. Народное старинное действо и песенно-музыкальные мотивы лежат не на ма­ гистрали социалистической театральной культуры. Ставя практически вопрос о театральной куль­ туре в Карелии и о карельской национальной культуре в рамках сегодняшнего дня, надо исхо* дить из того, что дает нам действительность. С этой стороны силы русского театра должны быть полностью использованы для развития соб­ ственно национальной карельской театральной куль­ туры. Карелия получает с этого года постоянный театр. С сентября свой постоянный театр получила рабочая молодеж Карелии—ТРАМ. Рассада теат­ ральной культуры выращена. Но эта рассада еще не является в полном смысле карельской. Инду­ стриализация Карелии, революционная борьба пролетарских и крестьянских масс Карелии, соци­ алистическое строительство молодой республики до сих пор не получили фиксации в театральном искусстве. Без создания карельского репертуара — нет дей­ ствительного карельского театра. Ни постоянный драматический театр, ни выросший из рабочих масс ТРАМ к а р е л ь с к о г о р е п е р т у а р а не д а ют . Он должен быть создан. Путь к его созда­ нию опять-таки идет от масс. Рабочие и крестьян­ ские массы должны дать и дадут материал и формы действительно карельского театра. Надо опять- таки уметь этот материал взять и создание по­ стоянного драматического театра и ТРАМ’а откры­ вают в этом направлении широчайшие возмож­ ности. Актеры - профессионалы смогут дать теа­ тральную технику, которая ляжет в основу театраль­ ной работы масс. Актеры-профессионалы смогут дать прививку театральной культуры рабоче-кресть­ янским массам Карелии, которая послужит мощ­ ным толчком для создания действительно массовой пролетарской театральной культуры. Здесь открыты пути не только для руководства заводскими и фабричными кружками, усиления рабочих и крестьянских агитгрупп, живых газет, непосредственной смычки актера с рабочими мас­ сами, путем устройства диспутов о спектакле и т. д. Прививка театральной культуры может итти, при условиях соответствующей организованности, и значительно более решительными, значительно более массово-действующими методами. Театр профессионалов дает не мало примеров. Таковы, например, опыты выездов ленинградских театров на заводы, фабрики, в деревни. Театры, выезжая на места, не ограничивались показом той или другой i пьесы. После спектакля организовы­ вались самодеятельные выступления зрителей: а к т е р - п р о ф е с с и о н а л , показав свое мастер­ ство, у х о д и л в з р и т е л ь н ы й з а л , а з р и т е л и ш л и н а с ц е н у — читали стихи, организовывали выступления собственных оркестров, местных живых газет и т. д. Так, вместе с показом мастер­ ства актера,— идет прививка массам театральной культуры С укреплением последней—живая газета, местный оркестр, созданная на заводе или в де­ ревне частушка, своеобразный мотив, пляска и т. д. не пропадут: они создадут то единое целое, что составляет спектакль; массы из отдельных эле­ ментов сложат целостное зрелище, животрепещу­ щее, актуальное, окрашенное яркими красками энтузиазма социалистического строительства ка­ ждой фабрики, завода, колхоза, совхоза, наконец целой республики. Советская общественность Карелии, кстати ска­ зать, летом 1929 г. обсуждала в несколько иной форме вопрос о „прививке1 театральной культуры. Дебатировались два варианта: или создавать по­ стоянный театр в Петрозаводске, ограничиваясь в работе в деревне гастролями, или сосредото­ чить главный упор на работе в деревне, переведя город на гастрольное обслуживание. Постановка вопроса достаточно схематичная и сугубо непрак­ тическая. Достаточно устойчивый постоянный театр Карелия получает лишь на тринадцатом году ре­ волюции, когда окрепла экономическая база социа­ листического строительства республики. Те лишние два-три, если не больше, детятка тысяч рублей, которых потребовало бы перенесение театральной работы в деревню в настоящее время легли бы тягчайшим бременем на строительство республики. Мало того фронт театральной культуры в го­ роде, в индустриальных центрах Карелии остался бы попрежнему оголенным. С этой стороны наиболее важное значение, к со­ жалению до сих пор достаточно не оттененное, имеет стягивание культурно-театральных сил имен­ но в новых индустриальных центрах республики. Между тем, новые пролетарские кадры Кондопоги, стремительно развивающихся лесозаготовок и т. д. остаются совершенно без культурно-театрального обслуживания. Повидумому о т в н о в ь с о з д а ю ­ щ и х с я п р о л е т а р с к и х ц е н т р о в и д о л ж н а п о с т е п е н н о р а с п р о с т р а н я т ь с я т е а т р а л ь - н а я к у л ь т у р а п о п е р и ф е р и и —в д е р е в н и , в г у щ у к р е с т ь я н с к и х м а с с . Сейчас практи­ чески можно и должно ставить вопрос лишь о при­ вивке театральной культуры пролетарским массам новых индустриальных центров, а отсюда уже и их „окружению" — массам крестьянским. Привить театральную культуру—это уже значит разбудить неисчерпаемые источники инициативы трудящихся и их самодеятельности. На основе этой самодея­ тельности развитие театральной культуры обес­ печено. Практически — стержень, вокруг которого необ­ ходимо „театральную прививку" проводить и на которой массовая самодеятельность может опе­ реться—это молодежные рабочие (и крестьянские) театральные коллективы. В этом отношении Каре­ лия имеет двухлетний опыт рабочей театральной мастерской (Ратемас), теперь превращенной в театр рабочей молодежи. Организационный опыт Ратемаса надо изучать. Ратемас сформировался именно, как массовая школа театральной культуры, занятой на произ­ водстве рабочей молодежи. Молодежь проводила свою работу в широких рамках сценического искус­ ства: работа над речью, гримом, театроведением неразрывно связывалась с работой над движениями,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz