Карело-Мурманский край. 1929, N11-12.
32 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 1 1 -1 2 пути создания действительно массовой, действи тельно пролетарской социалистической театраль ной культуры. * *❖ Собственно-советской театральной культуры в Карелии и карельской н а ц и о н а л ь н о й театраль ной культуры—нет. Народное старинное действо и песенно-музыкальные мотивы лежат не на ма гистрали социалистической театральной культуры. Ставя практически вопрос о театральной куль туре в Карелии и о карельской национальной культуре в рамках сегодняшнего дня, надо исхо* дить из того, что дает нам действительность. С этой стороны силы русского театра должны быть полностью использованы для развития соб ственно национальной карельской театральной куль туры. Карелия получает с этого года постоянный театр. С сентября свой постоянный театр получила рабочая молодеж Карелии—ТРАМ. Рассада теат ральной культуры выращена. Но эта рассада еще не является в полном смысле карельской. Инду стриализация Карелии, революционная борьба пролетарских и крестьянских масс Карелии, соци алистическое строительство молодой республики до сих пор не получили фиксации в театральном искусстве. Без создания карельского репертуара — нет дей ствительного карельского театра. Ни постоянный драматический театр, ни выросший из рабочих масс ТРАМ к а р е л ь с к о г о р е п е р т у а р а не д а ют . Он должен быть создан. Путь к его созда нию опять-таки идет от масс. Рабочие и крестьян ские массы должны дать и дадут материал и формы действительно карельского театра. Надо опять- таки уметь этот материал взять и создание по стоянного драматического театра и ТРАМ’а откры вают в этом направлении широчайшие возмож ности. Актеры - профессионалы смогут дать теа тральную технику, которая ляжет в основу театраль ной работы масс. Актеры-профессионалы смогут дать прививку театральной культуры рабоче-кресть янским массам Карелии, которая послужит мощ ным толчком для создания действительно массовой пролетарской театральной культуры. Здесь открыты пути не только для руководства заводскими и фабричными кружками, усиления рабочих и крестьянских агитгрупп, живых газет, непосредственной смычки актера с рабочими мас сами, путем устройства диспутов о спектакле и т. д. Прививка театральной культуры может итти, при условиях соответствующей организованности, и значительно более решительными, значительно более массово-действующими методами. Театр профессионалов дает не мало примеров. Таковы, например, опыты выездов ленинградских театров на заводы, фабрики, в деревни. Театры, выезжая на места, не ограничивались показом той или другой i пьесы. После спектакля организовы вались самодеятельные выступления зрителей: а к т е р - п р о ф е с с и о н а л , показав свое мастер ство, у х о д и л в з р и т е л ь н ы й з а л , а з р и т е л и ш л и н а с ц е н у — читали стихи, организовывали выступления собственных оркестров, местных живых газет и т. д. Так, вместе с показом мастер ства актера,— идет прививка массам театральной культуры С укреплением последней—живая газета, местный оркестр, созданная на заводе или в де ревне частушка, своеобразный мотив, пляска и т. д. не пропадут: они создадут то единое целое, что составляет спектакль; массы из отдельных эле ментов сложат целостное зрелище, животрепещу щее, актуальное, окрашенное яркими красками энтузиазма социалистического строительства ка ждой фабрики, завода, колхоза, совхоза, наконец целой республики. Советская общественность Карелии, кстати ска зать, летом 1929 г. обсуждала в несколько иной форме вопрос о „прививке1 театральной культуры. Дебатировались два варианта: или создавать по стоянный театр в Петрозаводске, ограничиваясь в работе в деревне гастролями, или сосредото чить главный упор на работе в деревне, переведя город на гастрольное обслуживание. Постановка вопроса достаточно схематичная и сугубо непрак тическая. Достаточно устойчивый постоянный театр Карелия получает лишь на тринадцатом году ре волюции, когда окрепла экономическая база социа листического строительства республики. Те лишние два-три, если не больше, детятка тысяч рублей, которых потребовало бы перенесение театральной работы в деревню в настоящее время легли бы тягчайшим бременем на строительство республики. Мало того фронт театральной культуры в го роде, в индустриальных центрах Карелии остался бы попрежнему оголенным. С этой стороны наиболее важное значение, к со жалению до сих пор достаточно не оттененное, имеет стягивание культурно-театральных сил имен но в новых индустриальных центрах республики. Между тем, новые пролетарские кадры Кондопоги, стремительно развивающихся лесозаготовок и т. д. остаются совершенно без культурно-театрального обслуживания. Повидумому о т в н о в ь с о з д а ю щ и х с я п р о л е т а р с к и х ц е н т р о в и д о л ж н а п о с т е п е н н о р а с п р о с т р а н я т ь с я т е а т р а л ь - н а я к у л ь т у р а п о п е р и ф е р и и —в д е р е в н и , в г у щ у к р е с т ь я н с к и х м а с с . Сейчас практи чески можно и должно ставить вопрос лишь о при вивке театральной культуры пролетарским массам новых индустриальных центров, а отсюда уже и их „окружению" — массам крестьянским. Привить театральную культуру—это уже значит разбудить неисчерпаемые источники инициативы трудящихся и их самодеятельности. На основе этой самодея тельности развитие театральной культуры обес печено. Практически — стержень, вокруг которого необ ходимо „театральную прививку" проводить и на которой массовая самодеятельность может опе реться—это молодежные рабочие (и крестьянские) театральные коллективы. В этом отношении Каре лия имеет двухлетний опыт рабочей театральной мастерской (Ратемас), теперь превращенной в театр рабочей молодежи. Организационный опыт Ратемаса надо изучать. Ратемас сформировался именно, как массовая школа театральной культуры, занятой на произ водстве рабочей молодежи. Молодежь проводила свою работу в широких рамках сценического искус ства: работа над речью, гримом, театроведением неразрывно связывалась с работой над движениями,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz