Карело-Мурманский край. 1929, N11-12.
№ 11—12 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 31 Пути национального театра в Карелии Проблема национальной театральной культуры в Карелии уже практически разрешается. Послед ний всекарельский съезд советов дал совершенно определенные указания о создании национального карельского театра. В настоящее время вопрос заключается в осуществлении решений съезда советов. Вопрос лишь в тех практических путях, которые наиболее рациональны и политически наиболее целесообразны. Театральная культура, та массовая театральная культура, которая нужна пролетариату и трудя щимся массам Советского Союза,—является нераз рывным звеном в общей системе культурной революции, а значит и в общей системе социали стического строительства. Совершенно несомненно, что умелое и правиль ное пользование открывшимися для театральной культуры возможностями лежит всецело в общем плане индустриализации как Карелии, так и всего Союза. Практически можно строить театральную культуру в Карелии только в теснейшей связи с индустриализацией страны. Театральный куль турный фронт должен влиться в единый фронт развернутого социалистического наступления. Театр, и особенно национальный театр,—в Союзе имеет право на существование только как соучастник индустриального действия пролетариата, как аги татор задач индустриализации, как мощный рупор идей социалистического строительства. В послед нем советскому театру уделяется одна из ведущих ролей. — „В увлекательной форме, форме неразрывно связанной с нашей индустриализацией, научите нас строительству социализма"—таково требование к театру со стороны рабочих мае. Создать ка рельский национальный театр—это отнюдь не зна чит заняться в основном реставрированием и театрализацией так называемой „старины", того „народного творчества", которое оформилось в эпохи для нас чужие, первобытно-патриархаль- ные, феодально - монархические или капиталисти ческие. В наших советских национальных республиках и в области театра, и в области литературы, жи вописи, архитектуры под маской псевдо-нацио- нальной культуры скрываются зачастую явно антисоветские элементы. Для иллюстрации—харак терный пример вредного увлечения историко-этно графическими моментами, увлечения находящегося в полном противоречии с задачами социалисти ческого строительства. Пример не из области теа трального, а из области архитектурного искусства. Это так называемая национальная армянская архитектура. Под видом насаждения национальной' культуры в Армянской республике пышным цветом расцвели на советской почве мечтания армянской буржуазии воссоздать историческую' „националь- ную“ архитектуру, „возродить забытые традиции". „Под лозунгом насаждения национальной архитек туры, применяют к фасадам современных соору жений древне-армянский стиль церковно-феодаль ной архитектуры, механически перенося мотивы и конструктивные методы этой архитектуры в со временность. Так, уже выстроены здания Нарком- зема и Сельхозбанка в Эривани, текстильная фабрика в Ленинакане и т. д. и т. д.". (Микаел Мазманян. „П. и Р.* № 7—1929 г.). И вполне оправданным откликом на такую „национальную культуру" является следующий анекдотический разговор по поводу упомянутого здания Сельхоз банка в Эривани, напечатанный в армянском проф союзном органе „Ашхатанк". „ К р е с т ь я н к а с т у д е н т у . — Что за новую церковь строят, сынок? „ С т у д е н т . — Это не церковь, бабушка, а зда ние Сельхозбанка. „ К р е с т ь я н к а . — А для чего этот купол и кресты, сынок? „ С т у д е нт. — Это — армянский стиль, бабушка. Таких „армянских стилей* провели у нас уже достаточно много во всех областях национальной культуры, в том числе, и театральной. Показа телем, опять же из области архитектуры, показа телем, правда довольно невинного увлечения, „воз рождением забытых традиций" является Дом кре стьянина в Петрозаводске. В условиях строитель ства национальной культуры, в частности начи наемого в Карелии строительства культуры те атральной— эти ошибки нельзя не учесть. Практи ческий путь строительства театральной культуры в Карелии лежит вне этих псевдонароднических попыток. Массам нужен театр индустриализации. И если мы говорим о массовой театральной культуре — нельзя эти запросы масс не удовлетворять. Псевдо- национальный театр, замыкающийся в узком кругу отборных зрителелей — не только не нужен, но и вреден. Но такие практические задачи служения театра социалистическому строительству сами собой совершенно преобразуют общеизвестный лозунг — *искусство в массы". Дело не только в таком продвижении сверху. Дело в выдвижении опреде ленных требований к театру снизу. Больше того. Дело самих масс создать свой, с а м о д е я т е л ь ный , широко массовый театр, создать то „ис кусство масс", которое и является основным стержнем строительства действительно массовой, действительно пролетарской театральной куль туры. Продвижение „искусства в массы", искусства спецов, театра актера-профессионала в цепи этих колоссальных задач культурной революции—только часть дела. Центр же тяжести строительства театральной культуры, особенно национальной театральной культуры — именно в широчайшем развитии „искусства масс“. Охватить и пронизать массы театральной культурой — такова основная практическая задача культурной революции на театральном фронте. „Для нас достаточно теперь культурной революции для того, чтобы оказаться вполне социалистической страной, но для нас эта культурная революция представляет неимовер ные трудности* (Ленин. — О кооперации. 1923). Такие же неимоверные трудности лежат и на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz