Карело-Мурманский край. 1929, N11-12.

26 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ к р а й № 11—12 Все эти восстания и Онежский прорыв явились грозным предостережением иностранным захватчикам. Их охватил такой панический страх за свою судьбу, что они были готовы в любую минуту покинуть негостеприимный север. Сведения о настроениях в английском экспедиционном корпусе генерала Аронсайда и об общем катастрофиче­ ском положении дел интервентов и русских белогвардей­ цев на севере проникли в Англию и, под влиянием ра­ бочего общественного мнения, английский парламент ре­ шил отозвать англичан с северного фронта. Русские бе­ логвардейские дипломаты и царские генералы Миллер и Юденич умоляли союзников не покидать их, убеждали подождать немного, хотя бы до того, пока они возьмут Петроград, начав 28 сентября частичное наступление на Псковском и Лужском направлениях, но все эти кроко­ диловы слезы не могли убедить союзников. В среде их на севере началась такая деморализация, что свой уход англичане считали лучшим исходом, лучшей бгдой, чем оказаться в руках большевиков. Союзники, покидая се­ вер, предлагали эвакуироваться и русским белогвардей­ цам, считая безнадежным белое дело, но Миллер решил „защищаться до последнего". Очень холодно расстались хозяева со своими приказ­ чиками. За день до отъезда из гор. Мурманска коман­ дир 237 британской бригады генерал Прейсен в спе­ циальном обращении к русским белогвардейским войскам выразил надежду: „встретиться при более счастливых обстоятельствах*. Миллеровцы, в свою очередь, обошли гробовым молчанием последнее „приветствие" своего быв­ шего шефа. Просвещенные бандиты, разорившие весь северный край, превратившие его в груды развалин и пепла, рас­ стрелявшие десятки и сотни безоружных лучших пред­ ставителей трудового народа советской страны, одержи­ мые манией преследования, в панике, в ночь на 1 октября 1919 года, покидали северный незамерзающий порт, как будто бы большевики гнались за ними по-пятам, при этом как англичане, так и французы, подобно профес­ сиональным жуликам и ворам, самовольно захватили и увели с собою лучшие корабли северного ледокольного и боевого флота: „Святогор“, „Микулу Селяниновича", крейсер „Аскольд" и „Илью Муромца". С уходом союзников на Мурманском фронте насту­ пило полное затишье, если не считать наших операций в районе Мегострова и южной оконечности Повенецкой губы. Силы противника располагались в следующем по­ рядке: штаб командующего размещался на ст. Масель- ская, тут же находился штаб 13-о северного полка, бое­ вые единицы которого были разбросаны по участкам других полков и некоторые роты его использовывались начальником тыла для карательных экспедиций; штаб 5-й северной бригады с генералом Клименко находился в Медвежьей Горе, штаб 6-й северной бригады—в гор. По- венце; 2-й северный полк Гофмана со штабом в Унице занимал Шуньгский полуостров до жел. дор., у ст. Лижмы; 12-й полк—железнодорожный участок и далее в сторону Кончезеро, со штабом в Кяппесельге; 9-й полк В. В. Де­ дова, со штабом в Тивдии, занимал участок от Риго- сельги до Семчегоры, 11-й полк В. А. Круглякова, со штабом в Повенце, оперировал на Пудожском направле­ нии, там же действовали первый и второй партизанские отряды; кроме того, на Шуньгском полуострове стоял отряд особого назначения в 600 человек под командой капитана Скачкова, созданный из разных частей для на­ лета на Петрозаводск и базу красной Онежской флоти­ лии, предполагавшегося в зиму 1920 г., но не удавше­ гося по случаю развала белого фронта; 6-й и 7-й северные артдивизионы располагались батареями по всему фронту, находясь в распоряжении начальников боевых участков— командиров полков (Святнаволок, Тивдия, Владимирская и др. пункты); на участке 12-о сев. полка находились три бронепоезда, в Медвежьей Горе базировались белая Онеж­ ская флотилия и отряд авиации. Помимо указанного, белогвардейцы располагали солидными боевыми сред­ ствами и у себя в тылу, предназначенными для борьбы с красными партизанами и революционно-настроенными железнодорожными рабочими. Таковыми силами являлись комендантские и этапные команды и национальное опол­ чение, организованное из офицерства, кулачества и бур­ жуазной интеллигенции по образцу финского Шюдскора. В конце ноября 1919 г. в Карело-Мурманском крае име­ лось 19 групп национального ополчения, руководимых полковником Мясоедовым, во всех наиболее важных по­ литических и стратегических населенных пунктах района. В Мурманске, как морской базе, находились все наи­ более крупные единицы военного, ледокольного, торго­ вого и гидрографического флота Северного Ледовитого океана — дивизион миноносцев, 1 транспорт, 2 яхты, 1 подводная лодка, 6 тральщиков, 8 кораблей гидрогра­ фической экспедиции и 6 пароходов Мурманской компании. Правда, большинство этих судов бездействовало за отсут­ ствием в Мурманске угля, забранного союзниками при своей эвакуации. Боевые силы Красной Армии оставались без изме­ нений. Помимо дезорганизации белогвардейских рядов, нане­ сенной частями Красной Армии во время контр-наступа- тельных боев под Лижмой и у Мегострова в конце сентября и «начале октября, ведению активных операций со стороны миллеровцев на Мурманском фронте, в пе­ риод октябрьского наступления Юденича на Петроград, мешало, главным образом, катастрофическое состояние тыла, растянувшегося почти на 800 километров вглубь. Железнодорожный транспорт белогвардейцев, за отсут­ ствием топлива и надлежащего ремонта, расстраивался. Состав железнодорожников, испытавших на себе все пре­ лести миллеровского режима, был явно враждебно на­ строен по отношению к белым. Железнодорожные кру­ шения становились повседневным явлением; в управле­ нии краем и в ведении разгромленного и проеденного

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz