Карело-Мурманский край. 1929, N11-12.
26 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ к р а й № 11—12 Все эти восстания и Онежский прорыв явились грозным предостережением иностранным захватчикам. Их охватил такой панический страх за свою судьбу, что они были готовы в любую минуту покинуть негостеприимный север. Сведения о настроениях в английском экспедиционном корпусе генерала Аронсайда и об общем катастрофиче ском положении дел интервентов и русских белогвардей цев на севере проникли в Англию и, под влиянием ра бочего общественного мнения, английский парламент ре шил отозвать англичан с северного фронта. Русские бе логвардейские дипломаты и царские генералы Миллер и Юденич умоляли союзников не покидать их, убеждали подождать немного, хотя бы до того, пока они возьмут Петроград, начав 28 сентября частичное наступление на Псковском и Лужском направлениях, но все эти кроко диловы слезы не могли убедить союзников. В среде их на севере началась такая деморализация, что свой уход англичане считали лучшим исходом, лучшей бгдой, чем оказаться в руках большевиков. Союзники, покидая се вер, предлагали эвакуироваться и русским белогвардей цам, считая безнадежным белое дело, но Миллер решил „защищаться до последнего". Очень холодно расстались хозяева со своими приказ чиками. За день до отъезда из гор. Мурманска коман дир 237 британской бригады генерал Прейсен в спе циальном обращении к русским белогвардейским войскам выразил надежду: „встретиться при более счастливых обстоятельствах*. Миллеровцы, в свою очередь, обошли гробовым молчанием последнее „приветствие" своего быв шего шефа. Просвещенные бандиты, разорившие весь северный край, превратившие его в груды развалин и пепла, рас стрелявшие десятки и сотни безоружных лучших пред ставителей трудового народа советской страны, одержи мые манией преследования, в панике, в ночь на 1 октября 1919 года, покидали северный незамерзающий порт, как будто бы большевики гнались за ними по-пятам, при этом как англичане, так и французы, подобно профес сиональным жуликам и ворам, самовольно захватили и увели с собою лучшие корабли северного ледокольного и боевого флота: „Святогор“, „Микулу Селяниновича", крейсер „Аскольд" и „Илью Муромца". С уходом союзников на Мурманском фронте насту пило полное затишье, если не считать наших операций в районе Мегострова и южной оконечности Повенецкой губы. Силы противника располагались в следующем по рядке: штаб командующего размещался на ст. Масель- ская, тут же находился штаб 13-о северного полка, бое вые единицы которого были разбросаны по участкам других полков и некоторые роты его использовывались начальником тыла для карательных экспедиций; штаб 5-й северной бригады с генералом Клименко находился в Медвежьей Горе, штаб 6-й северной бригады—в гор. По- венце; 2-й северный полк Гофмана со штабом в Унице занимал Шуньгский полуостров до жел. дор., у ст. Лижмы; 12-й полк—железнодорожный участок и далее в сторону Кончезеро, со штабом в Кяппесельге; 9-й полк В. В. Де дова, со штабом в Тивдии, занимал участок от Риго- сельги до Семчегоры, 11-й полк В. А. Круглякова, со штабом в Повенце, оперировал на Пудожском направле нии, там же действовали первый и второй партизанские отряды; кроме того, на Шуньгском полуострове стоял отряд особого назначения в 600 человек под командой капитана Скачкова, созданный из разных частей для на лета на Петрозаводск и базу красной Онежской флоти лии, предполагавшегося в зиму 1920 г., но не удавше гося по случаю развала белого фронта; 6-й и 7-й северные артдивизионы располагались батареями по всему фронту, находясь в распоряжении начальников боевых участков— командиров полков (Святнаволок, Тивдия, Владимирская и др. пункты); на участке 12-о сев. полка находились три бронепоезда, в Медвежьей Горе базировались белая Онеж ская флотилия и отряд авиации. Помимо указанного, белогвардейцы располагали солидными боевыми сред ствами и у себя в тылу, предназначенными для борьбы с красными партизанами и революционно-настроенными железнодорожными рабочими. Таковыми силами являлись комендантские и этапные команды и национальное опол чение, организованное из офицерства, кулачества и бур жуазной интеллигенции по образцу финского Шюдскора. В конце ноября 1919 г. в Карело-Мурманском крае име лось 19 групп национального ополчения, руководимых полковником Мясоедовым, во всех наиболее важных по литических и стратегических населенных пунктах района. В Мурманске, как морской базе, находились все наи более крупные единицы военного, ледокольного, торго вого и гидрографического флота Северного Ледовитого океана — дивизион миноносцев, 1 транспорт, 2 яхты, 1 подводная лодка, 6 тральщиков, 8 кораблей гидрогра фической экспедиции и 6 пароходов Мурманской компании. Правда, большинство этих судов бездействовало за отсут ствием в Мурманске угля, забранного союзниками при своей эвакуации. Боевые силы Красной Армии оставались без изме нений. Помимо дезорганизации белогвардейских рядов, нане сенной частями Красной Армии во время контр-наступа- тельных боев под Лижмой и у Мегострова в конце сентября и «начале октября, ведению активных операций со стороны миллеровцев на Мурманском фронте, в пе риод октябрьского наступления Юденича на Петроград, мешало, главным образом, катастрофическое состояние тыла, растянувшегося почти на 800 километров вглубь. Железнодорожный транспорт белогвардейцев, за отсут ствием топлива и надлежащего ремонта, расстраивался. Состав железнодорожников, испытавших на себе все пре лести миллеровского режима, был явно враждебно на строен по отношению к белым. Железнодорожные кру шения становились повседневным явлением; в управле нии краем и в ведении разгромленного и проеденного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz