Карело-Мурманский край. 1929, N10.

№ 10 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ к р а й 7 а в м е с т е с т е м п о д в е с т и н о в у ю н а д е ж н у ю б а з у п о д в с ю п р о б л е м у п р и ­ м е н е н и я у д о б р е н и й в СССР и о с н о в а т е л ь н о п о д ­ н я т ь р е н т а б е л ь н о с т ь их. Пятилетний план исчисляет потребность страны на 1932— 33 г. в растворимых фосфатах (в эквиваленте) — 3,3 млн. тонн суперфосфата и нераствори­ мых— 2,7 млн. тонн фосфорит­ ной муки. Выполнение этого плана требует около 5 млн. тонн фосфоритного сырья. Под­ счет же определившихся до на­ стоящего времени ресурсов обо­ сновывает добычу на 1932-33 г. не свыше 2 1/в — 3 млн. тонн. Таким образом, недостающие 2—2 Ч2 млн. тонн основаны на надеждах открытия новых, еще неизвестных источников. Не­ исчерпаемые практически запасы хибинских апатитов р а з р е ш а ­ ют э т о т в о п р о с . Таким образом, нахождение хибинских апатитов, от­ крывающих перед нами источник высокого фосфатного сырья, порядка лучших мировых залежей, заставляет нас пересмотреть весь пятилетний план тукового строи­ тельства. В связи с таким значением для нашей туковой про­ мышленности и подъема урожайности открытого в Хиби­ нах месторождения апатитовой породы целый ряд высту­ павших в прениях в Комитете химизации высказывался против усиленного экспортного направления в использо­ вании апатитовой породы хибинского месторождения. В таком направлении высказались: проф. Тимирязевской академии К а н т о р , член президиума Всесоюзного пере­ селенческого комитета при ЦИК СССР т. П о п о в , заве- дывающий техно-экономическим отделом т. Б е с с м е р т ­ ны й и др. Все они, исходя из первостепенной задачи подъема урожайности в нашей стране, высказывали опа­ сение, что усиленный экспорт апатитовой породы Хибин­ ских гор создаст узкое место в подъеме урожайности из-за нелостатка минерального удобрения. По обсуждении всех мнений, Комитет химизации вы­ сказался за срочную необходимость организации спе­ циального треста „Апатит" для проработки апатитовой проблемы, связав в одно целое хозяйственное использо­ вание апатитовых месторождений с экономическими и технологическими возможностями использования как са­ мого апатита, с его второстепенными составными частями (фтором, хлором, стронцием и редкими землями), так и других составных частей породы, т. е. нефелина и руд титана. При этом Комитет высказался за организацию при вновь образуемом тресте Научно - технического совета для единого руководства и проработки в нем всех сложных вопросов, связанных с нефелино- апатитовой проблемой как в части разведывательно-гео­ логической, гак и промышленно-технологической. Комитет признал необходимым форсировать постройку железной дороги к апатитовым месторождениям с тем, чтобы дорога была закончена не позже 1 августа 1930 г., и поручить НКПС, в лице Мурманской ж. д., разработать и провести в жизнь подготовку Мурманского порта для экспорта апатита, с пропускной способностью на первое время не ниже 200 ООО тонн породы в год, предусмотрев специальные необходимые кредиты по смете НКГ1С. В целях облегчения работы вновь организуемому тресту и создания благоприятной для него бытовой и экономи­ ческой обстановки в безлюдной заполярной местности, Комитет химизации высказался за необходимость войти тресту в договорные отношения с Мурманской ж. д., ве­ дущей в этом крае колонизационную работу, об усиле­ нии здесь колонизационной работы ,поставив ее в уровень с потребностями треста. Вечером 5 октября материалы и суждения президиума Госплана РСФСР и Комитета химизации по нефелино- апатитовой проблеме Хибин были представлены на обсу­ ждение в Экономический Совет РСФСР. Последний, по обсуждении этих материалов и доклада президиума 'Гос­ плана постановил: 1. Признать за хибинскими апатито - нефелиновыми месторождениями, по их химическим свойствам и вели­ чине запасов, первостепенное значение как в деле обеспе­ чения Союза ССР фосфорным сырьем, так и в развер­ тывании соответствующих статей экспорта. 2. Признать необходимым проведение в 1929-30 опе­ рационном году нижеследующих работ по указанным в статье 1-й месторождениям: а) закладки апатитовых рудников с общим масштабом добычи до 1 500 тыс. тонн; б) проведения железнодорожной ветки в район хибин­ ских рудников, с окончанием постройки не позднее 1 августа 1930 г.; в) постройки в Ленинграде обогати­ тельной фабрики для апатитов, как первого звена Ленин­ градского тукового комбината, с окончанием строитель­ ства этой фабрики не позднее конца 1929-30 опера­ ционного года; г) постройки и оборудования рабочего поселка в хибинском районе; д) проведения ряда работ по научному и промышленному исследованию апатитов и других полезных ископаемых хибинского месторо­ ждения. 3. Обязать ВСНХ РСФСР в недельный срок создать полномочный хозяйственный орган по руководству раз­ работкой хибинского месторождения, обязав его добыть к концу 1929-30 г. не менее 100 тыс. тонн апатита

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz