Карело-Мурманский край. 1929, N10.

№ 10 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 5 отведенный Мурманской ж. д. для целей колонизации и промышленных задач. Приступив к организации предоста­ вленной дороге пустынной территории, Правление Мур­ манской ж. д., прежде всего, поставило задачу выявить ее производительные силы. С этой целью, Правление дороги организовало целый ряд исследований, в том числе и освещение горных ресурсов, скрытых в Хибинских гор­ ных массивах. Исследования эти, производившиеся в те­ чение ряда лет совместно с научными учреждениями на средства денежного колонизационного фонда, углубили первые поиски экспедиций Академии Наук и привели к обнаружению уже крупных запасов нефелино-апатитовой породы. Добытые Колонизационным отделом Правления Мурманской ж. д. образцы нефелино-апатитовой породы были переданы Институту прикладной химии и Опытному химическому заводу в Ленинграде для соответствующих опытов. Институтом прикладной химии из доставленной ему Колонизационным отделом дороги нефелино-апатито­ вой породы получены образцы первоклассного суперфос­ фата, а Опытным химическим заводом в Ленинграде про­ изведена из этих образцов опытная заводская выплавка фосфора. Государственный институт опытной агрономии по заданиям Колонизационного отдела произвел ряд опы­ тов с апатито-нефелиновой породой, давших положительные результаты. Вегетационные опыты с апатитом в размоло­ том виде, проведенные с исключительной тщательностью на Хибинском опытном пункте Колонизационного отдела, обнаружили, что на к и с л ы х сфагновых болотах действие сырого апатита сильнее, чем фосфоритов Егорьевских, и не уступает действию легко растворимых фосфорно- , кислых солей. Обнаруженные исследованиями и опытами, произведенными Мурманской ж. д. непосредственно и по ее заданиям различными учреждениями, данные вывели нефелино-апатитовую проблему из области экспедииион- ных обследований и поставили ее на путь практического осуществления. Весной 1929 г. президиум Ленинградского областного совнархоза организовал особую „Нефелино-апатитовую комиссию". Эта комиссия возложила на Колонизационный отдел проведение за счет денежного колонизационного фонда грунтовой дороги от разъезда Белого Мурман­ ской ж. д. до открытого месторождения нефелино-апа­ титовой породы в Хибинских горах, протяжением Этому же отделу поручено было построить базу в горах, где могли бы разместиться свыше 100 рабочих горноразведочных работ и техни­ ческий персона, и связать эту базу телефоном с разъездом Белым. Строительные материалы для постройки базы, спешно изготовленные, переве­ зены были в горы еще по зимнему пути на 200 оленях в периоде 15 по 20 апреля. К началу разведывательных работ база была готова. К сооружению дороги было приступлено 3 июня. При преодолении серьезных затруднений, заключавшихся в недостатке рабочей силы, позднем оттаивании болот в горах, обилии комаров и т. п., дорога к настоящему моменту закончена и при­ способлена под автомобильное движение. На этих днях начнутся по ней вывозки первой тысячи тонн нефелино-апатитовой породы для экспорта и для опытов в научно-исследовательских инсти­ тутах. Дорога эта в настоящее время не только обслуживает нужды апатитовых разработок, н о б у д е т и м е т ь к р у п н о е з н а ч е н и е в к о ­ л о н и з а ц и о н н о м о т н о ш е н и и . Пролегая по долине р. Белой и по берегу оз. Вудъявра, дорога о т к р ы в а е т н о в ы е м е с т а д л я з а с е ­ л е н и я р а б о ч и м и к о л о н и с т а м и . В 1929-30 г. здесь намечено отвести под заселение земельный фонд на 120 семей. Осушка болот в районе прово­ димой дороги дает возможность обеспечения коло­ нистов сельско-хозяйственной площадью. В самых же Хибинских горах должен развиться крупный, промыш­ ленного типа, поселок из рабочих, обслуживающих руд­ ничные работы, дробильные установки, гидроэнергетиче­ скую установку и другие потребности апатитовых раз­ работок. Э т а ж е д о р о г а я в и т с я в р е м я н к о й , о б л е г ­ ч а ю щ е й с о о р у ж е н и е ж е л е з н о д о р о ж н о й в е т к и ш и р о к о й к о л е и , к сооружению которой при­ ступлено в спешном порядке. Существенно необходима в дальнейшем полная увязка в работах Мурманской ж. д., ведущей колонизационную работу в крае, с будущей организацией нового пред­ приятия по эксплоатации нефелино-апатитовых месторо­ ждений. Сейчас вблизи месторождений живет всего две семьи. Между тем широкая зкеплоатация месторождений потребует вселения в район разработок значительного количества рабочих с их семьями. Для устройства их потребуется крупное жилищное строительство и осушка прилегающего к месторождению заболоченного района. Поэтому колонизационные работы Мурманской ж. д. в этом районе необходимо увязать в едином плане создания здесь нового пионерно-энергетического центра. Мурман­ ская ж. д. должна всемерно и всеми видами своей ко­ лонизационной работы облегчить создание в пустынном и трудном по условиям обитания крае предприя­ тия, открывающего перспективы крупного грузооборота Мурманской ж. д. и оживления операций Мурманского порта. Доклады вызвали живой обмен мнений. Центр внима­ ния, прежде всего, сосредоточился на желательной форме будущего предприятия по использованию нефелино-апа­ титовой породы Хибинских гор и его объеме. Выска­ зывалось мнение, поддержанное представителем Карель­ ской АССР, т. Л е с к о в ы м , о желательности создания на месте сложного комбината, связанного с использо­ ванием водных сил Карелии, в задачу которого, на ряду с переработкой нефелино-апатитовой породы на различные 27 клм. ш Ущелье,--место древнего лопарского капища в хибинских тундрах Фот. И. Эйхфельд.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz