Карело-Мурманский край. 1929, N10.

30 КАРЁЛО-МУРМАНСКИЙ к ра й jSfo ю В Красноярске я присоединился к Енисейскому речному каравану Карской экспедиции. Отсюда идет на баржах и сплавом лес для перегрузки в устье реки на морские суда. В этом году в устье Енисея было направлено 13 морских судов, столько же — в устье Оби. Путь по Енисею от Красноярска до Игарки, места встречи с морскими суд чми, имеет протя­ жение около 2000 километров. Путь продолжи ­ тельный, но очень интересный. Одна живописная картина сменяется другой. Высокие гористые бе­ рега покрыты вековой тайгой. По берегам раски ­ даны редкие селения, жители которых занимаются рыболовством и охотой на пушного зверя — белку, горностая, соболя и других. Д альш е к северу на берегах начинают встречаться чумы туземцев — остяков, юраков и тунгусов. Во время наших остановок они привозят на пароход для продажи рыбу — носатых стерлядей и осетров, жирных щук и нельм. При этом они осторожно выпы ­ тывают у матросов насчет „уль-уль“ или попросту водки. Этой слабостью туземцев когда-то широко поль­ зовались купцы-тунгусники, спаивавшие туземцев и забиравшие за бесценок плоды их тяжелой го­ дичной охоты — ценные меха пушного зверя. Сей­ час ввоз водки в Туруханский край запрещен. Плавание по Енисею представляет значительные трудности и требует большого искусства от капи­ танов и лоцманов из-за многочисленных перекатов (мелей) и двух порогов — Казачинского и Осинов- ского. Особенно живописен Казачинский порог. Вода с шумом несется через пороги, кипит и пе­ нится на камнях. Наш караван с большой быстро­ той летит сквозь клокочущую стихию. Малейшая ошибка в управлении — и судно может разнести в щепки на каменной гряде. * От Игарки до устья Ечисей широк, как море. Вдали сереют однообразные берега, покрытые кой-где белыми пятнами снега. Миновали остров Диксона и повернули на вест. Растаяла вдали полоска берега. Мы в чКарском море. Оно встретило нас хорошо: погода тихая, не­ много пасмурная. Л ьдов не видно. На второй день пути подошли к кромке льдов, где встретились с ледоколом „Красин". Я пере­ шел на „Красин1, чтобы остаться с ним до конца экспедиции. Ночь стояли у кромки льда. Утром в пять часов пошли вперед, держ а курс на Югорский Шар. Вскоре вошли в лед. Это был разреженный лед, состоящий из отдельных льдин, и затруднений для прохода судов он не представлял. Все же неожи ­ данно наступивший густой, как молоко, туман, заставил лечь в дрейф и ожидать прояснения. На следующий день в ясную погоду вышли из льда и подошли к Ю горскому Шару. Три долгих свистка — счастливого пути! П аро ­ ходы пошли дальш е одни. „Красин" остановился для чистки котлов, чтобы затем пойти навстречу следующей партии судов. * * * Льды и туманы — главные враги мореплавателя в Карском море. Льды Карского моря держатся круглый год. Под влиянием ветров и течений они передвигаются из одной части моря в другую. Основное искус­ ство плавания этим морем заключается в знании расположения льдов в каждую любую минуту. Эту задачу отчасти выполняют полярные радио­ станции, расположенные по берегам Карского моря — в Маточкином Ш аре на Новой Земле, на острове Вайгач, в Югорском Шаре, в Маресале, на полуострове Ямал и на острове Диксон. Дополнительно к этому разведку льдов в ны­ нешнем году вел самолет под управлением летчика Чухновского и отчасти сам ледокол. В этих усло ­ виях проход коммерческих судов Карским морем вполне безопасен и ничем не отличается от дру ­ гих рейсов. * ** 3 октября ледокол „Красин" закончил проводку последней группы судов Карской экспедиции. Свою работу он выполнил блестяще. 5 октября ледокол вышел из Ю горского Ш ара в обратный путь в Л е­ нинград, держ а курс к берегам Норвегии. В Баренцевом море нас настиг шторм. Д ва дня ледокол, неприспособленный по строению своего корпуса к плаванию в открытом море, жестоко трепало, кладя с борта на бок до 53 градусов. 8 октября вошли в Норвежские шхеры. Путе­ шествие шхерами с остановками в Харстаде и Бергене вознаградило нас за трудности полярного плавания. Суровые горы в снежных чалмах, живописные ущелья, островки и проливы, маленькие рыбацкие деревушки у п ош ож и я гор — мы любовались ими в течениие недели плавании фиордами. 17 октября вечером „Красин“ сдал лоцмана в маленьком норвежском городиш ке Кобервик. Д альш е — Северное Немецкое море, поход Бель- тами и Балтийским морем. Мы прошли его в пас­ мурную, дождливую погоду. 22 октября на р ас­ свете на горизонте показался угрюмый Кронин адт, а вслед затем перед нами развернулась прекрас­ ная панорама Ленинграда. Трехмесячный поход окончен. Мы дома! М их. Джиган.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz