Карело-Мурманский край. 1929, N10.
30 КАРЁЛО-МУРМАНСКИЙ к ра й jSfo ю В Красноярске я присоединился к Енисейскому речному каравану Карской экспедиции. Отсюда идет на баржах и сплавом лес для перегрузки в устье реки на морские суда. В этом году в устье Енисея было направлено 13 морских судов, столько же — в устье Оби. Путь по Енисею от Красноярска до Игарки, места встречи с морскими суд чми, имеет протя жение около 2000 километров. Путь продолжи тельный, но очень интересный. Одна живописная картина сменяется другой. Высокие гористые бе рега покрыты вековой тайгой. По берегам раски даны редкие селения, жители которых занимаются рыболовством и охотой на пушного зверя — белку, горностая, соболя и других. Д альш е к северу на берегах начинают встречаться чумы туземцев — остяков, юраков и тунгусов. Во время наших остановок они привозят на пароход для продажи рыбу — носатых стерлядей и осетров, жирных щук и нельм. При этом они осторожно выпы тывают у матросов насчет „уль-уль“ или попросту водки. Этой слабостью туземцев когда-то широко поль зовались купцы-тунгусники, спаивавшие туземцев и забиравшие за бесценок плоды их тяжелой го дичной охоты — ценные меха пушного зверя. Сей час ввоз водки в Туруханский край запрещен. Плавание по Енисею представляет значительные трудности и требует большого искусства от капи танов и лоцманов из-за многочисленных перекатов (мелей) и двух порогов — Казачинского и Осинов- ского. Особенно живописен Казачинский порог. Вода с шумом несется через пороги, кипит и пе нится на камнях. Наш караван с большой быстро той летит сквозь клокочущую стихию. Малейшая ошибка в управлении — и судно может разнести в щепки на каменной гряде. * От Игарки до устья Ечисей широк, как море. Вдали сереют однообразные берега, покрытые кой-где белыми пятнами снега. Миновали остров Диксона и повернули на вест. Растаяла вдали полоска берега. Мы в чКарском море. Оно встретило нас хорошо: погода тихая, не много пасмурная. Л ьдов не видно. На второй день пути подошли к кромке льдов, где встретились с ледоколом „Красин". Я пере шел на „Красин1, чтобы остаться с ним до конца экспедиции. Ночь стояли у кромки льда. Утром в пять часов пошли вперед, держ а курс на Югорский Шар. Вскоре вошли в лед. Это был разреженный лед, состоящий из отдельных льдин, и затруднений для прохода судов он не представлял. Все же неожи данно наступивший густой, как молоко, туман, заставил лечь в дрейф и ожидать прояснения. На следующий день в ясную погоду вышли из льда и подошли к Ю горскому Шару. Три долгих свистка — счастливого пути! П аро ходы пошли дальш е одни. „Красин" остановился для чистки котлов, чтобы затем пойти навстречу следующей партии судов. * * * Льды и туманы — главные враги мореплавателя в Карском море. Льды Карского моря держатся круглый год. Под влиянием ветров и течений они передвигаются из одной части моря в другую. Основное искус ство плавания этим морем заключается в знании расположения льдов в каждую любую минуту. Эту задачу отчасти выполняют полярные радио станции, расположенные по берегам Карского моря — в Маточкином Ш аре на Новой Земле, на острове Вайгач, в Югорском Шаре, в Маресале, на полуострове Ямал и на острове Диксон. Дополнительно к этому разведку льдов в ны нешнем году вел самолет под управлением летчика Чухновского и отчасти сам ледокол. В этих усло виях проход коммерческих судов Карским морем вполне безопасен и ничем не отличается от дру гих рейсов. * ** 3 октября ледокол „Красин" закончил проводку последней группы судов Карской экспедиции. Свою работу он выполнил блестяще. 5 октября ледокол вышел из Ю горского Ш ара в обратный путь в Л е нинград, держ а курс к берегам Норвегии. В Баренцевом море нас настиг шторм. Д ва дня ледокол, неприспособленный по строению своего корпуса к плаванию в открытом море, жестоко трепало, кладя с борта на бок до 53 градусов. 8 октября вошли в Норвежские шхеры. Путе шествие шхерами с остановками в Харстаде и Бергене вознаградило нас за трудности полярного плавания. Суровые горы в снежных чалмах, живописные ущелья, островки и проливы, маленькие рыбацкие деревушки у п ош ож и я гор — мы любовались ими в течениие недели плавании фиордами. 17 октября вечером „Красин“ сдал лоцмана в маленьком норвежском городиш ке Кобервик. Д альш е — Северное Немецкое море, поход Бель- тами и Балтийским морем. Мы прошли его в пас мурную, дождливую погоду. 22 октября на р ас свете на горизонте показался угрюмый Кронин адт, а вслед затем перед нами развернулась прекрас ная панорама Ленинграда. Трехмесячный поход окончен. Мы дома! М их. Джиган.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz