Карело-Мурманский край. 1929, N10.

№ 10 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 29 Сквозь льды и туманы Карского моря * Стара истина, что моря не разделяют, а соеди­ няют народы между собой. Морские пути являются средством экономического и культурного сближе­ ния между отдельными странами. Лишь одно море до последнего времени как бы составляло исключение из общего правила. Это — Северное Полярное море или, как его называли раньше, Северный Ледовитый океан, омывающий северные границы Европы, Азии и Америки. Человечество давно мечтало о завоевании север ­ ных морских путей. Еще в далекие времена средне­ вековья отважные мореплаватели пытались найти кратчайший путь к богатствам сказочной Индии вокруг северных берегов России. История откры ­ тия Северо-Западного и Северо-Восточного про­ ходов богата жертвами и романтикой. 20 мая 1553 года из Ратклифской гавани вышли три богато снаряженных корабля: „Добрая на­ деж да", „Эдвард удалец" и „Добрая доверенность*1. На пристани их провож ала многочисленная толпа, напутствовавшая уходивших пожеланиями успеха. Корабли под начальством Гуго Виллоуби отпра­ влялись в далекое опасное плавание — они шли открывать северный морской путь из Европы в Индию. Экспедицию постигла плачевная судьба: экипаж двух судов вместе с самим Виллоуби погиб во время зимовки у берегов русской Лапландии. Лишь одно судно— „Эдвард удалец" под командой Ричарда Ченслера, после трудного и опасного плавания, достигло устья Северной Двины, где сейчас стоит Гирод Архангельск. В те времена там стоял монастырь. Экспедиция Ченслера послужила началом уста­ новления торговых связей между Московским го­ сударством и Англией, но не разрешила вопроса о проходимости северного морского пути. И много еще упорных усилий и тяжелых жертв на протя­ жении нескольких столетий предшествовало бле­ стящему рейсу „Веги“, на которой профессор Адольф-Эрик Норденшельд впервые в истории прошел северным морским путем из Европы в Америку вокруг северных берегов Сибири. Д а л ь ­ нейшие плавания „Ф рама“ Нансена, русских судов „Заря", „Таймыр" и „Вайгач“, а также судна „М од1 Роальда Амундсена окончательно установили про­ ходимость северного морского пути на всем его протяжении. Правда, установление сквозных коммерческих рейсов этим путем — пока еще вопрос будущего. Но часть северного морского пути из Европы до устьев сибирских рек Оби и Енисея уже в настоя­ щее время является оживленной морской артерией, по которой год от года проходит все большее количество коммерческих судов. Вю руженный техникой и опытом человек всту­ пил в борьбу с казавшимися непобедимыми по­ лярными льдами. И человек победил... * * Мне посчастливилось участвовать в качестве журналиста в Карской торговой экспедиции ны­ нешнего года, превосходящей по своим размерам все предшествовавшие экспедиции. Я выбрал следующий маршрут: из Ленинграда поездом в Сибирь до Красноярска, затем спуск по реке Енисею, пересадка в его устьи на морское судно, в Карском море опять пересадка на ледо ­ кол „Красин" и возвращение с ним в Ленинград. Первую остановку сделал в Новосибирске Этот, недавно еще захолустный, городок в короткое время выдвинулся до сибирской столицы. Н еда­ ром его называют „русским Ч и к а го 11. Он растет буквально не по дням, а по часам. Этому способ ­ ствует его очень выгодное положение на стыке сибирской железнодорожной магистрали, север ­ ного морского пути и заканчиваемого постройкой Турксиба (железнодорожной линии, соединяющей Туркестан с Сибирью). Новая Земля. — Подход к Маточкину Шару. Необычайно быстрый рост делает Новосибирск городом контрастов. Современнейшие бетонные здания здесь перемешаны с деревянными домиш ­ ками. Город имеет прекрасные здания дворцов культуры и правительственных учреждений — и не имеет канализации и водопровода. В Новосибирске есть автобусы , но еще не построен трамвай. Все это будет, конечно, в недалеком будущем. Свое звание столицы и „русского Чикаго" Н ово ­ сибирск несомненно оправдает.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz