Карело-Мурманский край. 1929, N10.

22 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 10 Последний „чудотворец" С у м с к и й п о с а д . В двух километрах от этого большого на севере Карелии села вечно холодные воды Белого моря. В Сумском сельсовете тов. Еремин дал нам такую справку. — 160 хозяйств. Д о 20 хозяйств принадлежат кулакам, судовладельцам и торговцам . Около 100— середнякам и все остальные—бедняцкие. Здесь, в этом Сумском посаде вековые предрас­ судки, религиозность и неграмотность создали то, о чем сейчас в эпоху колонизации Карело-Мурман­ ского края здесь не стоило бы говорить. — Преподобный отец Елисей, сумский чудо­ творец. Пятьсот лет этот „отец" Елисей кормил, обувал, одевал, опохмелял бесчисленное потомство попов, кулаков, урядников и монахов. Полвека сумские церковники торговали отцом Елисеем оптом и в розницу, и вдруг... Нет. Это было не вдруг. С марта месяца этого года Сумский посад стал местом классовых боев между безбожниками, с одной стороны , с дру гой—цер­ ковниками и кулаками. Сорокский районный совет союза безбо'жников поставил перед собой задачу разоблачить перед населением Сумского посада классовую роль религии и добиться у населения разрешения на вскрытие нетленных мощей препо­ добного отца Елисея, сумского чудотворца. Кулаки „Нетленные мощи" Елисея сумского. и церковники поставили себе совершенно другие задачи. — Не давай, братцы, трогать святого,—кричали они. Знахарки и церковные кликуши повели атаку тихой сапой. — Смотрите, руки, ноги отсохнут, если притро­ нетесь к святому. Д ругие шептали: — Море вас поглотит. Чудо будет. Вознесется преподобный на небо. М ежду тем в сумской избе-читальне на лекциях т. Иванова количество слушателей крестьян с к а ­ ждым днем увеличивалось. Но вот древний стари­ кан И. Г. Житейный на одной из лекций неожи­ данно заявил: — 27 лет тому назад я втайне от народа, по предложению сумского духовенства, сделал новый гроб для мощей преподобного Елисея и видел, как в этот гроб положили только одни кости. Попы ахнули, но делать после этого заявления было нечего. Необходимо было отойти на вторые позиции. Священник Сумской церкви Заостровский выступил на лекции т. Иванова с большой речью. — Никаких указаний о чудесах Елисея нет, и мы совершаем по нему панихиды только как по обычно умершему, —сказал он. Этого было до ста­ точно, чтобы подавляющее большинство крестьян Сумского посада решило: — В с к р ы т ь н е т л е н н ы е м о щ и о т ц а Е л и ­ с е я . • 20 июля в Сорокском райкоме ВКП(б) состоя­ лось особое совещание с участием представителей партийных, советских и профессиональных о р г а ­ низаций села и станции Сорока. На совещании была выделена специальная комиссия по вскрытию мощей. Последний и решительный бой с классо ­ выми врагами был назначен на 21 июля. В этот день у церкви скопилась громадная толпа крестьян и крестьянок. Некоторые приехали за десятки ки­ лометров от Сумского посада. Явились и рабочие с Сорокских лесозаводов и железнодорожные служащие. Комиссия была зна­ чительно расширена. От церковников присутство­ вали—священник Заостровский , представитель цер­ ковного совета Галкин и церковный староста Рох- мистров. — Будете ли перед началом вскрытия совершать какой-либо обряд? — спросили у Заостровского. — Нет. Гроб с „мощами" вынесли из усыпальницы и поставили на возвышение. Снова вышел старикан Житейный, и, осенив себя крестным знаменем, заявил: — Гроб видел я и видел как перекладывали в него череп, кости рук, ног и ребра. Говорю все правильно, как перед истинным. Гроб был вскры т и, конечно, никаких нетленных мощей в нем не оказалось. Труха, кости, череп, куски ваты и т. п. В правом углу гроба был най­ ден ржавый барочный гвоздь. Составляется акт вскрытия и зачитывается присутствующим. Сейчас

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz