Карело-Мурманский край. 1929, N10.

№ 10 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 17 Всего с Юшкозера на магистраль пойдет лесных грузов 203 400 тонн. В обратном направлении пойдут грузы: овса, сена и муки для 2 800 рабочих ячеек (1 лошадь с погонщиком и 2 лесоруба), в количестве 2,3 тонны на каждую , всего до 6 500 тонн, а вместе с про­ довольствием сплавщиков — до 7 000 тонн. Учиты­ вая же потребность населения Юш козерского и Ухтинского районов в привозном ' продовольствии и предметах широкого потребления, а равно ра­ бочих Юшкозерского завода и принимая общее количество тех и других в 5 000 человек, для них потребуется грузов до 2 000 тонн; прибавляя сюда грузы для собственного завода, вес сплавных снастей и проч., можно принять весь груз в напра­ влении от магистрали к Юшкозеру в 10000 тонн. В дальнейшем это количество хотя и будет возрастать, но медленно, во встречном же напра­ влении, по мере развития промышленной жизни в Кемском районе, будет расти соответственно и поток грузов из района на главную линию, часть коих пойдет и по главной линии, как внутрь страны, так и на экспорт через Мурманский порт. Ф. Новокшанов. Первый опыт лесосплава по р. Ниве До последнего времени неоднократно подни­ мался вопрос о сплаве лесоматериалов из Бабин- ской и Экостровской дач (Имандровского бассейна) по реке Ниве, но результаты были весьма не­ благоприятные. Так, в 1924 году Лесным отделом Мурманской жел. дор . произведен был сплав 35000 бревен по реке Ниве, из которых около 5 000 бревен по ­ терпели аварию и были унесены в К андалакш ский ’ залив, а остальные бревна замерзли в воде и не могли быть выкатаны на берег. После этого неудачного сплава в "дальнейшем сплав был признан невозможным, а река Нива вообщ е не сплавоспособной. Лес же, загото ­ вляемый в указанных дачах, сплавлялся до ст. Зашеек, а оттуда на платформах доставлялся к Кандалакшскому лесопильному заводу. В начале 1929 года 4-й участок Желлеса начал вновь будировать вопрос о пропуске лесом ате­ риалов по реке Ниве и выдвинул новый проект проведения этого сплава. В этом проекте участок указывал, что одним из неблагоприятных моментов в этой работе является слишком поздний приплав лесоматериалов в Заш ейку (конец августа—середина сентяря м-ца), когда вода в р. Ниве уже спадает и буксировка лесоматериалов по Кандалакшскому заливу к заводу сопряжена с большими опасно­ стями из-за проходящих по заливу в эту часть года сильных ветров и штормов. Помимо того, сама рекаН ива требует производства ряда специальных работ по ее устройству и улуч­ шению. Исходя из этих данных, я говорил о в о зм ож ­ ности сплава по реке Ниве и считал его выпол­ нимым. С большими усилиями удалось отстоять новый проект перед многочисленными комиссиями и совещаниями, очень скептически относившимися к данному вопросу и считавшими его вообще несостоятельным В результате всех этих совещаний было решено пропустить сплавом через р. Ниву только 70 000 концов, отнюдь не пропуская всей партии леса — 170000 штук. lfv<" пнекая обл. I 1»уч 1 ал оы^-шотевЛ В начале марта было приступлено к подготови ­ тельным работам : устройству запаней, откосов, ряжей и т. д. Подрывные работы были переданы Карелграниту, который однако в дальнейшем от работы отказался и вести их пришлось под личным наблюдением. В середине мая все подготовительные работы были закончены и в июне был пущен пробный- сплав лесоматериалов в количестве 32 931 бревна, заготовленных в Пинозере. Этот пробный сплав доказал, что все работы были произведены в долж ­ ном порядке и можно приступить к пуску в сплав остальной партии леса. Для благополучного исхода сплава необходимо было форсировать работы по прохождению его в верховьях рек Имандровского бассейна до ст. Заш еек в возможно кратчайший срок. Последнее вызвало напряжение всех сил и энер ­ гии работников. Но даж е приплав к Зашейку ранее намеченного срока решил задачу сплава лишь наполовину, осталась самая трудная и опас­ ная часть, а именно сама река Нива, таящая в себе ряд неожиданностей и сюрпризов для сплавщиков. Местные жители и ряд лиц, произ­ водивших пробный сплав по реке Ниве еще в д о ­ революционное время, ожидали неизбежной ка та ­ строфы и вообще смотрели на эту работу, как на нелепую затею и ненужную трату средств. Нужно было учесть и предусмотреть все техни­ ческие возможности реки Нивы и потом уже пустить лес, так как м а л е й ш а я о п л о ш н о с т ь г р о з и л а к а т а с т р о ф о й в с е м у с п л а в у и у б ы т к а м и в м и л л и о н р у б л е й , а з а в о д м о г о с т а т ь с я б е з с ы р ь я . Д ля преодоления всех этих трудностей работа была поставлена в полном смысле слова „по НОТ ‘у “: пуск леса по реке строго регулировался запанями, сообразуясь с приливом и отливом моря; морская запань освобождалась и принимала лес в зави ­ симости от погоды и приемки леса заводской запанью. Можно смело сказать, что весь этот с п л а в р е г у л и р о в а л с я с т о ч н о с т ь ю ч а с о в о г о

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz