Карело-Мурманский край. 1929, N10.
16 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 10 Слабая населенность Кемского бассейна при водит к необходимости пользоваться привозной рабгужсилой и тем в большей мере, чем интен сивнее будут эксплоатироваться здешние леса. По данным переписи 1926 г. 1 численность сель ского населения Кемского района, захватывающего части уездов (районов) Кемского, Ухтинского и П аданского, представляется в следующем виде: число хозяйств в этих округах — 9 310, мужского населения — 20 412 чел., в том числе рабочего воз р а с т а— 8 582 чел., женщин — 23 719, из них рабо ч и х— 11208, всего 44 131 чел., из коих рабочего возраста— 19 790 чел., что при территории назван ных округов в 98 707 кв. км. дает плотность насе ления в 0,087 чел. на 1 кв. км. Принимая площ адь всего Кемского бассейна в 34 000 кв. км. получим рабочих мужчин здесь в лучшем случае 3 000 человек. Что же касается гужа, то, по данным „Стати стического обзора АККС за 1925 и 1926 г .“ в наз ванных выше уездах числилось лошадей рабочих следующее количество: в Кемском уезде — 2 148, в Ухтинском — 1 606, в П адан ском— 1424, а всего 5 178 голов, а в Кемском районе не более 1 700 го лов. Если эти цифры сопоставить с числом хо зяйств в тех же уездах, то окажется, что на 1 крестьянское хозяйство приходится лошадей: в Кемском уезде — 0,46, в Ухтинском — 0,64, в Паданском — 0,67 и в среднем — 0,56, а на 1 рабочего мужчину приходится соответственно 0,57—0,72—0,55, а в с р е д н ем— 0,60. Полагая, что 1 рабочая ячейка, состоящая из 1 лошади с погонщиком и 2 рубщиков (пильщи ков) может заготовить и вывезти в зимний сезон (100 рабочих дней) до 200 куб. м., для заготовки и вывозки 560000 куб. м. пиловочника потребуется 2 800 лошадей , столько же погонщиков (подрост ков) и 5 600 рубщиков. Местное же население может дать, как видно из приведенных цифр, только 3000 рубщиков, 1700 лошадей и столько же погонщиков. Но так как вся рабочая сила не может быть привлечена к лесоразработке (не ме нее 25°/0 ее отвлекается на другие работы и на свое хозяйство), то фактически все рабочие рес- сурсы можно принять в 2 200 рубщиков и до 1 100 лошадей с погонщиками. Отсюда дефицит по рабгужсиле определяется в 3 400 рубщиков, 1 700 лошадей с погонщиками. Этот дефицит мо ж ет быть пополнен лишь привозными рабочими, навербованными в смежных округах за пределами Карелии. В этом случае Юшкозерский завод опять-таки будет иметь преимущества перед Кемским: при наличии железнодорожного пути со ст. Кемь (или Сорока) к Юшкозерскому заводу, привозная р а бочая сила будет доставляться до с. Юшкозера по железной дороге; Кемский же завод должен отправлять их на лошади. Хотя денежный рас ход в том и другом случае будет почти оди наков (если ячейка едет на своей лошади), но зато выигрывается время: по железной дороге переброска займет 1 сутки, а на лошади 3 су ток. 1 См. „Статистический обзор АКССР за 1925 и 1926 г.“, изд. Статуправления АКССР. Петрозаводск, 1927 г. За отсутствием местного продовольствия, так о вое приходится забрасывать на место работ со ст. Кемь (или Сорока). Перевозка продуктов по железной дороге на расстояние 150 км. обойдется со всеми расходами в 10 р. 97 к., что составит на 1 куб. м. пилосырья— 5,5 коп., а на 1 куб. м. пилопродукции—10 коп., т. е. на 54 коп. дешевле, чем перевозка гужем. В общем 1 куб. м. пилопродукции Юшкозерского завода обойдется на 5 р. 40 к. дешевле, франко- склад порт Кемь. Однако, помимо приведенных выгод постройки завода при с. Юшкозере необходимо учесть еще и другие обстоятельства: Западно-Кемский район (бассейн озер Верхнее, Среднее и Нижнее Куйто и рекиЧирка-К емь), ныне почти совершенно отрезан ный, вследствие отсутствия грунтовых дорог, прое ктируемым рельсовым путем от ст. Кемь или Сорока к Юшкозерскому заводу с одной стороны приоб щается к культурной жизни всего Карело-Мурман ского края и всего Союза, а с другой — железная дорога откроет этот обширный район для коло низации, что представляется весьма важным о б стоятельством не только с точки зрения развития здесь лесной и всякой другой промышленности, но и с точки зрения стратегической: только таким путем можно добиться скорейшего освоения этой приграничной окраины и связать ее крепкими узами с нашей Республикой. Д ля лесного хозяйства проектируемое Мурман ской жел. дор. комбинированное строительство- (завод и железная дорога к нему) послужит им пульсом для его интенсификации: при наличии железнодорожного пути значительные местные массивы, тяготеющие к этому пути горной вывоз кой или коротким сплавом (до 50 верст), могут быть устроены на сплошную рубку, что дает зна чительное количество пропсов для экспорта и балансов для целлюлозно-бумажного производства; обилие пней старой рубки послужит базой для сухой перегонки пневого осмола на смолу и ски пидар. Тот же железнодорожный путь даст возмож ность проникнуть в эту глухую окраину различ ным исследователям в поисках полезных мине- раллов и металлов. Что касается грузооборотов по линии „Юшк- озеро-м агистраль“, то в первые годы грузы будут итти почти исключительно в направлении от завода к магистрали, в обратном же направлении коли чество грузов будет не велико. С завода пойдет следующее количество грузов: а) завод, оборудованный шестью быстроходными рамами, при работе в 3 смены в течение 260 дней, может распилить в год до 250 000 куб. м. сырья (40000 к. с.), что при выходе в 56°/0, 'принятом ЦСНХ AKČCP для переоборудованных заводов Кареллеса, даст 140 000 куб. м. (до 5 милл. куб. фут.) пилопродукции; вес е е —81 000 тонн; б) из фаута и вершинника можно заготовить до 1 милл. шпал, весом до 65000 тонн; в) из отходов от распиловки бревен получится до 56660 фестметров планок и реек и из отходов от выделки шпал—до 42 500 фестметров ящичной доски, всего из отходов до 100000 фестметров полезной продукции, весом до 57 400 тонн.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz