Карело-Мурманский край. 1929, N10.

№ 10 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 15 экспорта продуктов оленеводства и рост спроса на них на внутреннем рынке. Создание завода по консервированию оленьего мяса, замшевого завода, может быть и других предприятий по переработке продукции оленеводства, становится настоятельно необходимым осуществить в самое ближайшее время. На ряду с этим, запроектиро ­ вано создание крупного оленеводческого совхоза. Проблемы кооперирования Осуществление поставленных перед Мурманом крупнейших хозяйственных задач требует повы ­ шения темпа кооперирования: производственного, кредитного, а также потребительского. Пятилетка кооперирования рыбных промыслов, ряда кустар­ ных производств, перспективы коллективизации сельско-хозяйственного производства на Мурмане, перспективы потребительского кооперирования н е­ обходимо переработать по существу. На ряду с этим, должна быть вообщ е с полной отчетли ­ востью поставлена организационная проблема. До настоящего времени нет еще исчерпывающего проекта организационных форм управления хо зяй ­ ством Мурмана. Интегральный союз кооперативов, объединяющий и в производственном и в потре­ бительском отношении рыбаков Мурмана, не мог еще в достаточной степени развернуть свою д е я ­ тельность. Однако, уже и теперь наблюдается необходимость внести ряд существенных поправок в организацию кооперативного строительства. Для Мурманского побережья вопросы кооперирования рыбацкого населения тем более важны, что, пови- димому, рыбацкие объединения, в лице своего центра, должны будут осущ ествлять мероприятия по колонизации и заселению побережья, что может быть возложено лишь на авторитетную и до ста­ точно мощную организацию. В. Павловский. Об использовании лесов Юшкозерского и Кемского районов Река Кемь протекает по Северной Карелии, прорезая ее с Запада на Восток от финляндской границы до Белого моря. В среднем своем тече­ нии, по выходе из озер Верхнее, Среднее и Ниж ­ нее Куйто, она сливается в оз. Юшкозере с рекой Чирка-Кемь, берущей начало в Паданском районе и прорезывающей в направлении с юга на север Паданский и Ухтинский районы. Эти две реки с многочисленными притоками и озерами орошают обширную территорию в 27 ООО кв. км., почти сплошь покрытую лесом, преимущественно сос­ новым. Леса Кемского бассейна эксплоатируются с д а в ­ них пор, но и до настоящего момента эта экс- плоатация не достигла максимального размера, возможного по состоянию насаждений. По при­ близительному подсчету в этом бассейне ежегодно можно заготовить не менее 1350000 пиловочных бревен, кубатурою не менее 560 000 фестметров. Между тем по проекту Карельского Госплана, утвержденному Совнаркомом АКССР 11/V—28 г., по новой смете назначено к отпуску по Кемскому району на 1928/29 г. — 396 000 куб. м., а к концу пятилетия (1932/33 г.) — 646 000 куб. м., отсюда сред ­ ний годичный отпуск определяется в 523 000 куб. м. Фактически в истекшем пятилетии в Кемском бас­ сейне использовалось не более 35°/0 годичного отпуска. Сильно уменьшенный отпуск в начале пятилетия и резкое увеличение к концу его обусловливается следующим обстоятельством . В устре р. Кеми имеется один лесопильный за­ вод Кареллеса, оборудованный ныне 8 рамами, который в наступающем пятилетии предполагает вести работу в течении 11 месяцев ежегодно, в 3 смены. При таком условии потребность завода в пилосырье определена Кареллесом в 307 000 куб. м. Кроме того предполагается заготовить 45 000 куб. м. пилосырья для 8-рамного завода, намеченного Кареллесом к постройке там же в г. Кеми. К концу пятилетия будут работать оба завода (16 рам), оборудованные быстроходными рамами; отсюда увеличенный отпуск пиловочника до 646 000 куб. м. В противовес проекту Кареллеса Мурманская жел. дор., стремясь к охвату слабо экслоатируемых лесов Карело-Мурманского края, выдвигает свой проект постройки лесопильного завода близ с. Юшкозера, предполагая соединить его с магистралью ж еле з­ нодорожной ветвью, протяжением около 150 км. Проект Мурманской жел. дор. имеет следующие преимущества перед проектом Кареллеса: 1) Вследствие сокращения сплавного пути к Юш- козерскому заводу на 200 км. снижаются расходы по сплаву на 3 р. 53 к. с фестметра. 2) К Юшкозерскому заводу лес придет в одну навигацию, а к Кемскому — до 50°/о сплава остается на зимовку в пути, что сопряжено с расход т не менее 71 коп. на 1 фестметр зазимовавшей д р ев е ­ сины или на всю древесину 35,5 коп. с фестметра. 3) Зазимовавший в пути лес реализуется на 8 ме­ сяцев позже и, следовательно, все затраченные на него денежные средства остаются в производстве лишние 8 месяцев, что вызывает лишние расходы по банковскому кредиту в разм ере 56,5 коп. на 1 фестметр, а на всю древесину — по 281U коп. Итого потери по сплаву составляю т для Кемского завода до 4 руб. 17 коп. на 1 фестметр сырья, а на 1 фестметр пилопродукции, при выходе в 55% ,— 7 руб. 58 коп. (21,47 коп. на 1 к. ф.). С д р у го й 'с т о р о ны Мурманская жел. дор . поне­ сет расход по переброске пилопродукции по ж е ­ лезной дороге с завода в порт (Кемский или Со- рокский), в размере 2 руб. 71 коп. на 1 фестметр (тариф, нагрузка, выгрузка и пр.); разница в пользу Юшкозерского завода — 4 руб. 87 коп. на 1 ф ест­ метр или 13,8 коп. на 1 кубофут пилопродукции. Но этим не кончаются производственные пре­ имущества Юшкозерского завода перед Кемским.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz