Карело-Мурманский край. 1929, N10.

14 КАРЁЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ М> 10 сырья для двух суперфосфатных заводов, запро ­ ектированных в пятилетием плане. Все это создаст, очевидно, необходимость усиленной разработки апатитово-нефелиновых залежей, а следовательно потребуется значительное (до 6 тыс. человек) при ­ влечение рабочей силы, обеспечение ее жильем, культурно-бытовыми устройствами и т. д. Проблема колонизации План колонизации Карело-Мурманского края и план необходимых колонизационно-переселенческих мероприятий были проработаны в техническом отношении тщательно. Однако, намеченные и здесь темпы явно недостаточны, в связи с чем, а также и некоторыми обстоятельствами принципиального характера, колонизационный план должен быть в корне переработан. Важнейшим принципиальным изменением колонизационно-переселенческой поли­ тики на Мурмане, выявившимся за последнее время, можно считать признание за вопросом колониза­ ции Мурмана общесоюзного значения. План коло­ низации долж ен опираться не только на средства колонизационного фонда, но, может быть, в б оль ­ шей степени, на общегосударственные средства, имеющиеся в распоряжении Всесоюзного пересе­ ленческого комитета. Проблемы лесоэкспорта Перспективы быстрого роста хозяйства Мурмана, которые не могут не отразиться на плане колони­ зации, и изменения плана, связанные с возмож ­ ностью получения значительных государственных средств, не исчерпывают еще общей суммы тех новых установок, которые должны быть отражены в пятилетке колонизационно-переселенческих м еро­ приятий. Нужно учесть еще и резкий рост средств самого колонизационного фонда в связи с повы ­ шением лесоотпуска, а, следовательно, и общей суммы попенщины. В этом случае еще раз обна­ руживается теснейшая зависимость между п ер ­ спективами развития хозяйства Мурмана и п ер ­ спективами строительства всего Союза. Проблема усиления нашего лесного экспорта непосредственно затрагивает Мурман. В связи с этим возникает задача использования удаленных массивов Мур­ манского края; усиление эксплоатации лесов Мур­ мана отраж ается весьма заметно на поступлении л ес­ ного дохода в колонизационный фонд: в 1929/30 г. ожидается получение лесного дохода, примерно, в два раза больше того, что ожидалось при с о ­ ставлении пятилетки. Удвоение лесного дохода почти удваивает средства колонизационного фонда; отсюда объем мероприятий, которые должны быть осуществлены в 1929/30 г. в области колонизации, может быть соответственно увеличен. На ряду с резким изменением темпов колониза­ ции, в проектировку колонизационно-переселенче­ ских мероприятий необходимо внести ряд весьма существенных принципиальных поправок. Особенно существенные изменения должны быть прорабо ­ таны по линии развития обобществленного сектора. Предположена организация 9 совхозов, при чем еше не окончательно установлен их тип: или чисто сенные, или сенно-овощные. Повидимому, придание овощного уклона должно быть признано не­ обходимым, в связи с перспективами общехозяй­ ственного роста Мурмана и, следовательно, в связи с повышением спроса на продукты сельского х о ­ зяйства. Широко должно быть запроектировано колхозное строительство и все формы коопериро­ вания сельско-хозяйственного производства. Н е­ обходимо наметить более широкую механизацию подготовки земельного фонда и вообще усилить элемент механизации в осуществлении всех коло ­ низационно-переселенческих мероприятий. Проблема Мурманского порта В свете бегло-очерченных перспектив Мурман­ ского края, роль Муркомпорта становится осо ­ бенно важной. Порт должен быть готов к обслу­ живанию очень крупного траллового флота, к пе­ реработке значительных количеств экспортных лесоматериалов, к экспорту хибинских апатитов и т. д. Все это ставит перед Мурманским портом целый ряд новых заданий. Возникает острая не­ обходимость увеличения причальной линии (в част­ ности, сооружение причалов для апатитов), разви ­ тия и механизации портовых устройств, сооруж е­ ния складов, пакгаузов, подготовки складочных площадей и т. д. По первоначальному варианту, на развитие Мурманского порта намечалось з а тр а ­ тить около б млн. руб.; в связи с общехозяйствен­ ными перспективами, которы е выявились теперь эта сумма должна быть признана недостаточной. Проблемы населения - Общее повышение и ускорение темпов развития н ародно -хозяй ственного строительства Мурмана вынуждает пересмотреть проектировки роста насе­ ления Мурманского края, а в связи с этим целого ряда отраслей народного хозяйства: коммунально­ жилищного, социально-культурного, местного бюд­ ж ета и т. д. По старому варианту пятилетнего плана Мурманского округа, увеличение населения в округе к 1932/33 г. ожидалось в размерах до 40 тыс. человек постоянного и около 7 тыс. чело­ век средне-годового сезонного. Население г. М ур­ манска запроектировано было на конец пятилетия в 19 тыс. человек, что стояло в связи с предпо ­ ложенными темпами роста рыбных промыслов и других отраслей народного хозяйства Мурмана. Если указать на то, что общие предположения последнего времени о перспективах роста хозяй ­ ства Мурмана позволяю т утроить, если не учетве­ рить первоначальную проектировку роста населения гор. Мурманска, то станет совершенно очевидной необходимость тщательной переработки вопроса о перспективах рсста населения всего округа. В соответствии с этим, заново необходимо пере­ работать вопросы жилищного хозяйства, комму­ нального строительства г. Мурманска и других городов, вопросы здравоохранения, народного об ­ разования и т. д. Проблемы оленеводства Оживление всего хозяйства Мурманского края не может не коснутьйя и оленеводства. Все больше и больше обнаруживается возможность и усиленного

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz