Карело-Мурманский край. 1929, N10.
14 КАРЁЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ М> 10 сырья для двух суперфосфатных заводов, запро ектированных в пятилетием плане. Все это создаст, очевидно, необходимость усиленной разработки апатитово-нефелиновых залежей, а следовательно потребуется значительное (до 6 тыс. человек) при влечение рабочей силы, обеспечение ее жильем, культурно-бытовыми устройствами и т. д. Проблема колонизации План колонизации Карело-Мурманского края и план необходимых колонизационно-переселенческих мероприятий были проработаны в техническом отношении тщательно. Однако, намеченные и здесь темпы явно недостаточны, в связи с чем, а также и некоторыми обстоятельствами принципиального характера, колонизационный план должен быть в корне переработан. Важнейшим принципиальным изменением колонизационно-переселенческой поли тики на Мурмане, выявившимся за последнее время, можно считать признание за вопросом колониза ции Мурмана общесоюзного значения. План коло низации долж ен опираться не только на средства колонизационного фонда, но, может быть, в б оль шей степени, на общегосударственные средства, имеющиеся в распоряжении Всесоюзного пересе ленческого комитета. Проблемы лесоэкспорта Перспективы быстрого роста хозяйства Мурмана, которые не могут не отразиться на плане колони зации, и изменения плана, связанные с возмож ностью получения значительных государственных средств, не исчерпывают еще общей суммы тех новых установок, которые должны быть отражены в пятилетке колонизационно-переселенческих м еро приятий. Нужно учесть еще и резкий рост средств самого колонизационного фонда в связи с повы шением лесоотпуска, а, следовательно, и общей суммы попенщины. В этом случае еще раз обна руживается теснейшая зависимость между п ер спективами развития хозяйства Мурмана и п ер спективами строительства всего Союза. Проблема усиления нашего лесного экспорта непосредственно затрагивает Мурман. В связи с этим возникает задача использования удаленных массивов Мур манского края; усиление эксплоатации лесов Мур мана отраж ается весьма заметно на поступлении л ес ного дохода в колонизационный фонд: в 1929/30 г. ожидается получение лесного дохода, примерно, в два раза больше того, что ожидалось при с о ставлении пятилетки. Удвоение лесного дохода почти удваивает средства колонизационного фонда; отсюда объем мероприятий, которые должны быть осуществлены в 1929/30 г. в области колонизации, может быть соответственно увеличен. На ряду с резким изменением темпов колониза ции, в проектировку колонизационно-переселенче ских мероприятий необходимо внести ряд весьма существенных принципиальных поправок. Особенно существенные изменения должны быть прорабо таны по линии развития обобществленного сектора. Предположена организация 9 совхозов, при чем еше не окончательно установлен их тип: или чисто сенные, или сенно-овощные. Повидимому, придание овощного уклона должно быть признано не обходимым, в связи с перспективами общехозяй ственного роста Мурмана и, следовательно, в связи с повышением спроса на продукты сельского х о зяйства. Широко должно быть запроектировано колхозное строительство и все формы коопериро вания сельско-хозяйственного производства. Н е обходимо наметить более широкую механизацию подготовки земельного фонда и вообще усилить элемент механизации в осуществлении всех коло низационно-переселенческих мероприятий. Проблема Мурманского порта В свете бегло-очерченных перспектив Мурман ского края, роль Муркомпорта становится осо бенно важной. Порт должен быть готов к обслу живанию очень крупного траллового флота, к пе реработке значительных количеств экспортных лесоматериалов, к экспорту хибинских апатитов и т. д. Все это ставит перед Мурманским портом целый ряд новых заданий. Возникает острая не обходимость увеличения причальной линии (в част ности, сооружение причалов для апатитов), разви тия и механизации портовых устройств, сооруж е ния складов, пакгаузов, подготовки складочных площадей и т. д. По первоначальному варианту, на развитие Мурманского порта намечалось з а тр а тить около б млн. руб.; в связи с общехозяйствен ными перспективами, которы е выявились теперь эта сумма должна быть признана недостаточной. Проблемы населения - Общее повышение и ускорение темпов развития н ародно -хозяй ственного строительства Мурмана вынуждает пересмотреть проектировки роста насе ления Мурманского края, а в связи с этим целого ряда отраслей народного хозяйства: коммунально жилищного, социально-культурного, местного бюд ж ета и т. д. По старому варианту пятилетнего плана Мурманского округа, увеличение населения в округе к 1932/33 г. ожидалось в размерах до 40 тыс. человек постоянного и около 7 тыс. чело век средне-годового сезонного. Население г. М ур манска запроектировано было на конец пятилетия в 19 тыс. человек, что стояло в связи с предпо ложенными темпами роста рыбных промыслов и других отраслей народного хозяйства Мурмана. Если указать на то, что общие предположения последнего времени о перспективах роста хозяй ства Мурмана позволяю т утроить, если не учетве рить первоначальную проектировку роста населения гор. Мурманска, то станет совершенно очевидной необходимость тщательной переработки вопроса о перспективах рсста населения всего округа. В соответствии с этим, заново необходимо пере работать вопросы жилищного хозяйства, комму нального строительства г. Мурманска и других городов, вопросы здравоохранения, народного об разования и т. д. Проблемы оленеводства Оживление всего хозяйства Мурманского края не может не коснутьйя и оленеводства. Все больше и больше обнаруживается возможность и усиленного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz