Карело-Мурманский край. 1929, N10.
№ io КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 13 Резкие изменения первоначальных проектировок по развитию траллового лова не могут не о тр а зиться и на проектировках в области кустарных рыбных промыслов. По первому варианту пяти летки на капитальное строительство, связанное с кустарным ловом, намечено было затратить в течение пятилетия около 4 ‘/3 милл. руб,, не счи тая затрат населения. Имеющиеся в настоящее время данные позволяют утверждать, что сумма эта будет, повидимому, значительно повышена, а в связи с этим гораздо шире, чем первоначально предполагалось, развернется строительство рыбац кого флота, гаваней и убежищ, берегового обору дования приемочных пунктов и т. д. С особенной резкостью необходимо поставить задачу мотори зации флота. В настоящее время проработан вопрос об организации в широких разм ерах строи тельства моторов на Ижорском заводе. Есть все основания расчитывать на то, что уже в 1929-30 г. затрачены будут крупные средства на р азверты ва ние этого производства и, таким образом, кустар ные промыслы Мурмана будут обеспечены в пол ной мере моторами советского производства. Морской звериный промысел Ставя своей задачей всемерную активизацию использования естественных богатств Мурмана, пятилетний план не может не уделить самого серьезного внимания вопросам государственного морского звериного промысла. Уже в 1929/30 г. предположено поставить в Лениграде опытное судостроение мото-ботов для зверобойного про мысла, ввозимых в настоящее время из Норвегии. В течение пятилетия этот вид промысла должен получить широкое развитие и заменить мало эффективный промысел с ледоколов. Развитие зверобойного промысла, в свою очередь, потре б у е т р а з в е р т ы в а н и я с т р о и т е л ь с т в а р я д а предприятий и необхо димого оборудования: очевидно, должна быть сооружена специальная база для мото-ботов на Мурмане, построен са лотопенный завод и т. д. скольку апатиты представляют ценный экспорт ный товар, но, 1 лавным образом ,' задачами раз вития нашего с.-х. производства. Общехозяйствен ные задачи, поставленные пятилетним планом, могут быть успешно разрешены лишь при усло вии решительной перестройки сельского хозяйства Союза ССР. Поскольку хибинское месторождение создает исключительно мощную базу для произ водства фосфорных удобрений, можно сказать, что решение проблемы использования апатитов имеет первоочередное общехозяйственное значение. Примерная ценность апатитово-нефелиновых пород в основной разведанной части выражается суммой до четырех миллиардов рублей; по утверждению т. Соловьяна, „одни лишь предварительные за пасы Хибинского массива целиком обеспечивают сырьем удобрительную проблему Союза в части фосфорно-кислых удобрений на несколько десяти летий Хотя в первоначальном варианте пятилетки про блема использования залежей апатита и нефелина была предусмотрена, но, конечно, эти предполо жения были в сравнении с выявившимися теперь перспективами весьма скромны. Необходимость сооружения железнодорожной ветки, гидро-электро установки и обогатительного завода была преду смотрена, но, конечно, лишь в самой общей форме и скорее в виде благих пожеланий, чем в качестве безусловно необходимой программы минимум. На все пятилетие предположено было затратить около 5 милл. руб., между тем, как предстоящие затраты в одном 1929/30 г. выразятся, повидимому, в сум мах порядка 4—5 млн. На 1929/30 г. намечается вывоз заграницу, пре имущественно в Германию, приблизительно до 200 тыс. тонн апатита; к концу пятилетия эту ве личину удастся, может быть, удвоить. На ряду с этим апатиты будут использованы в качестве В районе Хибин. Проблемы использова ния апатитов и нефели нового сиенита Подлинное значение для народного хозяй ства Союза хибинских апатитовых месторо ждений и запасов не фелиновых пород уста новлено только за са мое последнее время. Необходимость широ чайшего использования апатитов определяется не только интересами нашего внешнего т о р гового баланса, по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz