Карело-Мурманский край. 1929, N10.
12 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 10 Проблемы пятилетнего плана Мурманского края Работа над пятилетним планом Несмотря на ряд принципиальных и органи за ционно-технических трудностей, основные работы по составлению пятилетки Мурманского края были проведены и закончены приблизительно одновре менно с окончанием общих работ по народно хозяйственному пятилетнему плану. Однако, р а з работанные в этот период проектировки не полу чили надлежащ его утверждения, потому что с оче видностью обнаружилась необходимость внесения р е з к и х и з м е н е н и й н е т о л ь к о в н а м е ч е н н ы е т е м п ы , но отчасти, в самое содержание пятилетки. В связи с этим, работы над пятилет ним планом были продолжены , и лишь в ближай шее время будет закончен новый, гораздо более отвечающий предъявляемым к хозяйству Мурмана требованиям , вариант пятилетнего плана. Перспектива развития хозяйства СССР и строительство Мурмана Важнейшими причинами недоработанности мур манской пятилетки, недостаточности запроектиро ванных темпов, отсутствия необходимой полноты содержания являются преимущественно условия объективного характера. Уже в самом процессе составления общесоюзной пятилетки выявились исключительные потенциальные возможности со ветского хозяйства, обусловливающие невиданные темпы народно-хозяйственного развития; еще в большей степени обнаружились творческие силы хозяйства Союза ССР в процессе осуществления проектировок на первый (1928-29) год пятилетки. Ближайшим результатом бурного народно-хозяй- ственнного роста была, между прочим, возмож ность гораздо более усиленного, чем предполага лось, капитального строительства во всех отраслях хозяйства. Общие суммы капитальных вложений и в 1928/29 г. и в проектировках на 1929/30 г. заметно превышают наметки пятилетки. Оказалось возможным выделить значительно больше средств и на финансирование хозяйства экономически отсталых, но обладающих богатыми естественными ресурсами районов, в частности на строительство Мурмана. Такое возрастание общего размера капи таловложений в хозяйство Мурманского края не может не отразиться решающим образом на всех перспективах и проектировках, а следовательно, резко меняет первоначальные наметки пятилетнего плана. Но повышение темпов развития народного хо зяй ства по сравнению с первоначальными предполо жениями не только обусловливает в о з м о ж н о с т ь более мощного организованного воздействия на развитие и отсталых окраин: оно в значительной мере создает прямую н е о б х о д и м о с т ь форсиро ванного роста хозяйства этих районов. В частности, проблемы развития Мурманского края приобрели теперь особо актуальное общесоюзное значение, что, в свою очередь, требует коренного пересмотра мурманской пятилетки. Наконец, самый факт решительных сдвигов в ускорении хозяйственного строительства ведущих отраслей Мурмана влечет за собой пересмотр про ектировок и по тем отраслям, которые имеют про изводное, зависимое значение. Проблема рыбной промышленности Мурмана Повышение спроса на товары потребительского характера, сопровождающее быстрый рост про мышленного производства в стране, выдвигает проблему наиболее энергичного использования сырьевых и продовольственных ресурсов. Отсюда, в качестве одной из задач, возникает необходи мость форсированного развития рыбной промыш ленности, в частности, рыбных промыслов Мур мана. Эта необходимость становится тем более острой, что повышение продукции рыбных про мыслов СССР вызывает немедленно соответствую щее сокращение импорта рыбных товаров, а следова тельно, в конечном счете способствует сохранению и увеличению валютных ресурсов Советского Союза. Рост продукции рыбных промыслов Мурмана может быть в первую очередь достигнут широким развитием механизированного, траллового лова. Первоначальный вариант пятилетки Мурманского края предусматривал доведение числа единиц траллового флота с 21 в 1928 г. до 47 к 1932/33 г. Рост производительности труда в тралловом про мысле намечен был за пять лет на 26% , а сни жение себестоимости продукции— на 17%. В пе риод составления первоначального варианта такие темпы казались не только приемлемыми, но даж е и напряженными. В настоящее время необходима решительная перестройка этих проектировок. Со вершенно реально стоит вопрос о возможности доведения к концу пятилетия числа траллеров до 150—200 единиц. Уже в 1929/30 г. тралловый флот должен быть доведен до 50, примерно, единиц; другими словами, уже во 2-м году пятилетки мы должны осуществить первоначальную проектировку на ее последний год. Несомненно, с другой сто роны, что характер и темпы изменения качествен ных показателей (рост производительности труда, снижение себестоимости) должны быть заново пе ресмотрены в сторону повышения. Повышение темпов роста валовой продукции, которое, конечно, будет следствием форсирован ного развития траллового флота, изменяет тр ебо вания ко всей программе рыбо-промыслового строительства по обработке продукции траллового лова. Очевидно, что требования к фильтровочному заводу, холодильнику, бондарному заводу, меха ническим мастерским, ф-ке клипфиска должны быть значительно повышены и соответственно должна быть увеличена запроектированная произ водственная мощность всех этих, вошедших в п ерво начальный вариант пятилетки, предприятий. На ряду с этим, придется подумать и о расширении самой сети намеченных предприятий, проработать вопросы расширения берегового промыслового оборудования и увеличения причальной линии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz