Карело-Мурманский край. 1927, N2.

8 КДРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ минеральных богатств Хибинского массива.Экспло- тация апатитовых залежей (на получение фосфора и фосфористых туков) и нефелинового сиенита (раз­ витие стекольного производства) открывают возмож­ ность организации в Хибинах добычи и обработки этих минералов. Правда, Хибинский массив изучен еще далеко недостаточно, поэтому здесь необходи­ мы соответствующие исследования, которыми пред­ стоит заняться Колонизационному отделу. Средства на эти исследования должны быть отпущены не­ замедлительно и в нужном размере. Раскрыв тайну Хибинского массива, нужно будет привлечь Мурман­ скую губ. и какой либо заинтересованный трест для использования его богатств. В сферу деятельности Шелсиликата кроме двух об'ектов: кирпича и камня следует ввести в пер­ спективе третий об'ект—стекло. Опыт строительных и новых работ по дороге в 1924|25—26 г.г. диктует необходимость, считаясь даже с некоторыми переплатами, все же форсиро­ вать темп их проведения. Но правильное выпол­ нение этих работ будет возможным только в том случае, когда Ж елстрой будет иметь поддержку всего Комбината. Прошлый год мы имели крупное опоздание в работах только потому, что данное звено—Ж ел строй—было предоставлено своим соб­ ственным силам, без достаточной помощи других частей Комбината. Этот пример показывает, что мы не совсем еще прониклись сознанием то го , что Комбинат лишь в це­ лом м ож е т д а ть свойственный его природе эф­ ф е кт,— ибо только эта политика является правиль­ ной, обеспечивающей под'ем во всех звеньях Ком­ бината, которые должны быть тесно увязаны меж­ ду собою. Если в течение первого пятилетия деятельности Правления приходилось затрачивать силы на при­ знание и осуществление это го метода работы доро­ ги, то уже теперь,—на второе оятилетие—предста­ вляется возможным вести работу более форсирован­ ным темпом . Отдельные ошибки, которые встречались в ра­ боте Комбината, углубляя его опыт, все же не ко­ леблют взятой линии. Этот опыт и положительная оценка, сделанная соответствующими органами в отношении работы дороги, дают уверенность, что во второе пятилетие, т. е. к концу того срока, на который декретом СТО на Мурманскую ж. дорогу возложены особые пио­ нерные задачи, транспортно-промышленно колони­ зационный Комбинат свою программу выполнит— наиболее безболезненно, с наименьшими затратами, приведя вместе с тем и самую дорогу к бездефи­ цитности. А. Арнольдов. В ХибинЫ за апатитами. (Из дневника участника экспедиции). Открытые минералогической экспедицией академика А. Е. Ферсмана в 1923 году в юго-западной части Хибинского горного массива—на плато Расвумчорра— мощные залежи апатита, (минерала,содержащего фосфор­ ную кислоту, имеющую большое значение в сельском хозяйстве как минеральное удобрение), обследованные более тттяльно летом . 1fl9.fi гпдя. сотрудником минерало­ гического музея Академии Наук А. Н. Лабунцовым и осмотренные инженером Р. JI. Самойловичем и проф. П. А. Борисовым, в последнее время привлекают ши­ рокое внимание научных и промышленных кругов. Такое усиленное внимание это месторождение при­ влекает с научной стороны, как редкий случай нахо­ ждения крупных скоплений апатита среди кислых гор­ ных пород, характер образования и залегания которого еще не вполне выяснен, а с промышленной стороны— как серьезный источник минерального сырья для добычи чистого фосфора и фосфатных удобрений. Горнопромышленная разведка в незаселенной и мало­ доступной горной области Хибин требует исключитель­ ных усилий и значительных денежных затрат. Поэтому большое значение приобретают предварительные испы­ тания и анализы для правильной и широкой оценки породы в промышленном и сельско-хозяйственном отно­ шениях. После возвращения из Хибин, в сентябре месяце минувшего года, профессором П. А. Борисовым в Коло­ низационном отделе Мурманской железной дороги был поднят вопрос о немедленном снаряжении экспеди­ ции во второй цирк Юкспорлака, расположенный, примерно, в 25 верстах к “северо-востоку от раз'езда „Белый", с целью добычи породы для всякого рода опытов и ориентировки в отношении возможности про­ мышленной разработки осыпей цирка, являющихся более доступными, чем коренные месторождения на плато Расвумчорра. По разным непредвиденным обстоятель­ ствам, осуществление поездки затянулось до конца октября, когда на Кольском полуострове установилась уже зимняя погода, со снегом и морозами. Выполнение этой экспедиции было поручено автору настоящего очерка и сотруднику проф. Борисова—П. Ф. Семерову, уже побывавшему вместе с ним на апатито­ вом месторождении. Участие в экспедиции согласился также принять сотрудник Мурманской Биологической станции Г. М. Крепе. Поездка в горы в такое время года, когда и лопарь редко покидает долину в погоне за зверем, привлекала и манила. Ехать предстояло за десятки верст от жилья, по гористой и абсолютно бездорожной местности, в неуста- новившуюся зимнюю погоду, при коротком полярном дне, когда солнце едва-едва скользит по горизонту. Первое затруднение обнаружилось при подыскании рабочих. Не найдя никого, кто бы пожелал пуститься в горы зимою, решили предпринять поездку втроем. Следующее затруднение—средства передвижения. От­ правляться пешком, по колено в снегу и думать не­ чего было—пешему не пронести и продовольствия для себя на 5—6 дней, не говоря уже о снаряжении. Един­ ственным средством передвижения в Лапландии зимою являются олени; однако, подыскание лопаря—подвод­ чика представляло нелегкую задачу. В это время года (октябрь—ноябрь), когда озеро Имандра еще не по­ крыто льдом и ближайшие лопари со стадами нахо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz