Карело-Мурманский край. 1927, N2.
8 КДРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ минеральных богатств Хибинского массива.Экспло- тация апатитовых залежей (на получение фосфора и фосфористых туков) и нефелинового сиенита (раз витие стекольного производства) открывают возмож ность организации в Хибинах добычи и обработки этих минералов. Правда, Хибинский массив изучен еще далеко недостаточно, поэтому здесь необходи мы соответствующие исследования, которыми пред стоит заняться Колонизационному отделу. Средства на эти исследования должны быть отпущены не замедлительно и в нужном размере. Раскрыв тайну Хибинского массива, нужно будет привлечь Мурман скую губ. и какой либо заинтересованный трест для использования его богатств. В сферу деятельности Шелсиликата кроме двух об'ектов: кирпича и камня следует ввести в пер спективе третий об'ект—стекло. Опыт строительных и новых работ по дороге в 1924|25—26 г.г. диктует необходимость, считаясь даже с некоторыми переплатами, все же форсиро вать темп их проведения. Но правильное выпол нение этих работ будет возможным только в том случае, когда Ж елстрой будет иметь поддержку всего Комбината. Прошлый год мы имели крупное опоздание в работах только потому, что данное звено—Ж ел строй—было предоставлено своим соб ственным силам, без достаточной помощи других частей Комбината. Этот пример показывает, что мы не совсем еще прониклись сознанием то го , что Комбинат лишь в це лом м ож е т д а ть свойственный его природе эф ф е кт,— ибо только эта политика является правиль ной, обеспечивающей под'ем во всех звеньях Ком бината, которые должны быть тесно увязаны меж ду собою. Если в течение первого пятилетия деятельности Правления приходилось затрачивать силы на при знание и осуществление это го метода работы доро ги, то уже теперь,—на второе оятилетие—предста вляется возможным вести работу более форсирован ным темпом . Отдельные ошибки, которые встречались в ра боте Комбината, углубляя его опыт, все же не ко леблют взятой линии. Этот опыт и положительная оценка, сделанная соответствующими органами в отношении работы дороги, дают уверенность, что во второе пятилетие, т. е. к концу того срока, на который декретом СТО на Мурманскую ж. дорогу возложены особые пио нерные задачи, транспортно-промышленно колони зационный Комбинат свою программу выполнит— наиболее безболезненно, с наименьшими затратами, приведя вместе с тем и самую дорогу к бездефи цитности. А. Арнольдов. В ХибинЫ за апатитами. (Из дневника участника экспедиции). Открытые минералогической экспедицией академика А. Е. Ферсмана в 1923 году в юго-западной части Хибинского горного массива—на плато Расвумчорра— мощные залежи апатита, (минерала,содержащего фосфор ную кислоту, имеющую большое значение в сельском хозяйстве как минеральное удобрение), обследованные более тттяльно летом . 1fl9.fi гпдя. сотрудником минерало гического музея Академии Наук А. Н. Лабунцовым и осмотренные инженером Р. JI. Самойловичем и проф. П. А. Борисовым, в последнее время привлекают ши рокое внимание научных и промышленных кругов. Такое усиленное внимание это месторождение при влекает с научной стороны, как редкий случай нахо ждения крупных скоплений апатита среди кислых гор ных пород, характер образования и залегания которого еще не вполне выяснен, а с промышленной стороны— как серьезный источник минерального сырья для добычи чистого фосфора и фосфатных удобрений. Горнопромышленная разведка в незаселенной и мало доступной горной области Хибин требует исключитель ных усилий и значительных денежных затрат. Поэтому большое значение приобретают предварительные испы тания и анализы для правильной и широкой оценки породы в промышленном и сельско-хозяйственном отно шениях. После возвращения из Хибин, в сентябре месяце минувшего года, профессором П. А. Борисовым в Коло низационном отделе Мурманской железной дороги был поднят вопрос о немедленном снаряжении экспеди ции во второй цирк Юкспорлака, расположенный, примерно, в 25 верстах к “северо-востоку от раз'езда „Белый", с целью добычи породы для всякого рода опытов и ориентировки в отношении возможности про мышленной разработки осыпей цирка, являющихся более доступными, чем коренные месторождения на плато Расвумчорра. По разным непредвиденным обстоятель ствам, осуществление поездки затянулось до конца октября, когда на Кольском полуострове установилась уже зимняя погода, со снегом и морозами. Выполнение этой экспедиции было поручено автору настоящего очерка и сотруднику проф. Борисова—П. Ф. Семерову, уже побывавшему вместе с ним на апатито вом месторождении. Участие в экспедиции согласился также принять сотрудник Мурманской Биологической станции Г. М. Крепе. Поездка в горы в такое время года, когда и лопарь редко покидает долину в погоне за зверем, привлекала и манила. Ехать предстояло за десятки верст от жилья, по гористой и абсолютно бездорожной местности, в неуста- новившуюся зимнюю погоду, при коротком полярном дне, когда солнце едва-едва скользит по горизонту. Первое затруднение обнаружилось при подыскании рабочих. Не найдя никого, кто бы пожелал пуститься в горы зимою, решили предпринять поездку втроем. Следующее затруднение—средства передвижения. От правляться пешком, по колено в снегу и думать не чего было—пешему не пронести и продовольствия для себя на 5—6 дней, не говоря уже о снаряжении. Един ственным средством передвижения в Лапландии зимою являются олени; однако, подыскание лопаря—подвод чика представляло нелегкую задачу. В это время года (октябрь—ноябрь), когда озеро Имандра еще не по крыто льдом и ближайшие лопари со стадами нахо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz