Карело-Мурманский край. 1927, N2.
КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 7 Вместе с тем, учитывая растущий грузооборот дороги, следует своевремеино готовиться к даль нейшему смягчению профиля пути на 1927|28 год. Надо также иметь в виду, что сильный рост пере возок на участке Званка-Ленинград потребует в скором времени либо укладки здесь второго пути, либо, на средства Центра,—выхода через Мгу-Нева на Финляндский вокзал и округления хозяйства Мурманской ж. д., присоединением к ней всей за- невской части. Первоочередным вопросом, в связи с общим ро стом дороги, является вопрос дальнейшего разви тия Мурманского порта. Больное место порта в том, что его пропускная способность (около 40 милл. пудов в год) значительно меньше пропускной спо собности дороги (до 80 милл. пудов). В отдельные напряженные моменты работы дороги порт может явиться по отношению к ней тормазом. Вот почему следует принять все меры к тому, чтобы ассигнованные Госпланом 12 миллионов руб лей на производство работ по техническому разви тию порта в течение 4 лет были отпускаемы свое временно и полностью. Необходимо уяснить соот ветствующим инстанциям, что замедление в ассигно вании указанной суммы явится моментом дефицит ности, так как слабая пропускная способность пор та не только может оказаться тормазом в работе дороги, но и приводит к удорожанию себестоимости работы самого порта и к уплате больших сумм без всякой пользы. При этом следует учесть, что в дальнейшем, по примеру прошлогодней и нынешней зимы, порту предстои т напряженная работа в течение всей зим ней кампании , так как, несомненно, с трудом отвое ванное в качестве опыта направление хлеба через Мурманск, уже не по агитации Мурманской ж. до роги, а по признанию самих хлебо-экспортеров,— станет фактом переотправки в зимние месяцы де сятков миллионов пудов зерна. Основной лозунг „Культура, здравоохранение и жилища" остается в силе. В части здравоохранения необходимы срочные меры к получению дотации от центра. Если в отношении лечебных зданий мы иерешли на сооружения капитального типа и в области культуры—переходим к созданию школ и клубов также по типу больших городов, с необходимыми мероприятиями по охране труда, то в части жилищ мы еще весьма о тстаем . Следует переходить на больших станциях, как, например, в Лоухах, Кеми, Кандалакше и Мурманске на двухэтажные дома, которые могли бы дать квартирантам большие удобства. Необходимо подготовить проекты много этажных каменных стильных домов с культурными оборудованиями—водопроводом, ванными, столовы ми и проч. К постройке таких домов мы должны перейти в ближайшие же годы, по мере развития на дороге кирпичного производства, которое долж но развернуться в большом масштабе. Общепризнанные достижения Шелрыбы за по следние 2 года говорят о необходимости распро странения ее влияния далее на Мурманском и Тер ском побережьях, где Желрыба еще в большей с т е пени должна сы грать свою колонизационную роль. Для этого в свою строительную программу она должна включить сооружение ряда новых факторий. Нельзя останавливаться и перед затратами средств на изучение лова рыбы, т. к. иногда мы не вылав ливаем рыбу не потому, что ее нет, но лишь по тому, что не умеем ее взять,—в этом деле у нас еще слишком кустарные подходы. Кандалакшский кон сервный завод, хотя уже и зарекомендовал себя с лучшей стороны, но все же успокаиваться на этом не следует, а, наоборот,—искать новых средств к улучшению качества консервной продукции и ее удешевлению, т. к. наши заграничные соседи про являют в этой отрасли быстрое движение вперед, )авоевывая широкие рынки. Насколько мощною организациею становится Желлес, видно из того, что его расходная смета на 1926—27 год уже подходит к 12 милл. рублей, что составляет примерно 43% от суммы расходной сме ты дороги на тот-же год. Крупный капитал, вложенный в работу Ж ел- леса, требует самого экономного к себе отношения, так как каждая копейка, входящая в это дело, есть результат значительного финансового напряжения дороги, продолжающей быть еще дефицитной. Очередными задачами для Ж еллеса в настоящее время являются: расширение работ на севере, глав ным образом в приполярной полосе и на Кольском полуострове путем закрепления лесосек в долго срочное пользование, что даст возможность исполь зовать перестойные леса крайнего севера и увели чить приток средств колонизационного фонда. Крупным вопросом становится механизация 'н а лесозаготовках, путем постройки подвесных дорог, узкоколеек, установки шпалорезных станков и проч. Все шпалы, которые вырабатываются Желлесом для дорог, сдаются без предварительной пропитки. Было бы более рационально оборудовать, или вбли зи мест разработок или переносные, шпалопропи точные заводы, что дало бы возможность дорогам получать шпалы в готовом виде для непосредствен ного использования. Такой подход к работе будет наиболее целесо образным по сравнению с проектом акционирования и трестирования, потому что дороги-потребитель- ницы, имея возможность получить от Желлеса пер восортную и готовую к немедленному употребле нию продукцию, найд у т под общим руководством и наблюдением НКПС, способы упорядочить дело бесперебойного кредитования Желлеса и своевре менного перевода денег на дорогу. Одним из самых коренных вопросов Желлеса является постановка рационального использования древесины на корню и отходов от лесопильного про изводства, а т а кж е улучшение качества выпуска емой лесо и пило продукции. В отношении послед ней необходимо принять меры к скорейшему обо рудованию мощных сушилок для выпуска сухой пи- лопродукции, на которую имеется значительный спрос <-.о стороны дорог сети. Все эти мероприятия потребуют, конечно, крупных денежных средств, но указанный выше способ финансирования Ж еллеса дорогами потребительницами, а возможно, и дру гими заинтересованными госорганизациями (напр. Донуголь, МКХ, Мосторг) придает Желлесу воз можность целиком выполнять его производственные задания, постепенно снижая себестоимость продук ции и улучшая ее качество. Задачи колонизации и методы ее осуществле ния, как они были определены в упомянутой выше статье, остаются без изменений. В настоящее время намечаются перспективы возникновения нового промышленно-колонизацион ного района, на основе развития использования
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz