Карело-Мурманский край. 1927, N2.

КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 7 Вместе с тем, учитывая растущий грузооборот дороги, следует своевремеино готовиться к даль­ нейшему смягчению профиля пути на 1927|28 год. Надо также иметь в виду, что сильный рост пере ­ возок на участке Званка-Ленинград потребует в скором времени либо укладки здесь второго пути, либо, на средства Центра,—выхода через Мгу-Нева на Финляндский вокзал и округления хозяйства Мурманской ж. д., присоединением к ней всей за- невской части. Первоочередным вопросом, в связи с общим ро­ стом дороги, является вопрос дальнейшего разви­ тия Мурманского порта. Больное место порта в том, что его пропускная способность (около 40 милл. пудов в год) значительно меньше пропускной спо­ собности дороги (до 80 милл. пудов). В отдельные напряженные моменты работы дороги порт может явиться по отношению к ней тормазом. Вот почему следует принять все меры к тому, чтобы ассигнованные Госпланом 12 миллионов руб­ лей на производство работ по техническому разви­ тию порта в течение 4 лет были отпускаемы свое­ временно и полностью. Необходимо уяснить соот­ ветствующим инстанциям, что замедление в ассигно­ вании указанной суммы явится моментом дефицит­ ности, так как слабая пропускная способность пор­ та не только может оказаться тормазом в работе дороги, но и приводит к удорожанию себестоимости работы самого порта и к уплате больших сумм без всякой пользы. При этом следует учесть, что в дальнейшем, по примеру прошлогодней и нынешней зимы, порту предстои т напряженная работа в течение всей зим ­ ней кампании , так как, несомненно, с трудом отвое­ ванное в качестве опыта направление хлеба через Мурманск, уже не по агитации Мурманской ж. до­ роги, а по признанию самих хлебо-экспортеров,— станет фактом переотправки в зимние месяцы де­ сятков миллионов пудов зерна. Основной лозунг „Культура, здравоохранение и жилища" остается в силе. В части здравоохранения необходимы срочные меры к получению дотации от центра. Если в отношении лечебных зданий мы иерешли на сооружения капитального типа и в области культуры—переходим к созданию школ и клубов также по типу больших городов, с необходимыми мероприятиями по охране труда, то в части жилищ мы еще весьма о тстаем . Следует переходить на больших станциях, как, например, в Лоухах, Кеми, Кандалакше и Мурманске на двухэтажные дома, которые могли бы дать квартирантам большие удобства. Необходимо подготовить проекты много­ этажных каменных стильных домов с культурными оборудованиями—водопроводом, ванными, столовы­ ми и проч. К постройке таких домов мы должны перейти в ближайшие же годы, по мере развития на дороге кирпичного производства, которое долж­ но развернуться в большом масштабе. Общепризнанные достижения Шелрыбы за по­ следние 2 года говорят о необходимости распро­ странения ее влияния далее на Мурманском и Тер ­ ском побережьях, где Желрыба еще в большей с т е ­ пени должна сы грать свою колонизационную роль. Для этого в свою строительную программу она должна включить сооружение ряда новых факторий. Нельзя останавливаться и перед затратами средств на изучение лова рыбы, т. к. иногда мы не вылав­ ливаем рыбу не потому, что ее нет, но лишь по­ тому, что не умеем ее взять,—в этом деле у нас еще слишком кустарные подходы. Кандалакшский кон ­ сервный завод, хотя уже и зарекомендовал себя с лучшей стороны, но все же успокаиваться на этом не следует, а, наоборот,—искать новых средств к улучшению качества консервной продукции и ее удешевлению, т. к. наши заграничные соседи про­ являют в этой отрасли быстрое движение вперед, )авоевывая широкие рынки. Насколько мощною организациею становится Желлес, видно из того, что его расходная смета на 1926—27 год уже подходит к 12 милл. рублей, что составляет примерно 43% от суммы расходной сме­ ты дороги на тот-же год. Крупный капитал, вложенный в работу Ж ел- леса, требует самого экономного к себе отношения, так как каждая копейка, входящая в это дело, есть результат значительного финансового напряжения дороги, продолжающей быть еще дефицитной. Очередными задачами для Ж еллеса в настоящее время являются: расширение работ на севере, глав­ ным образом в приполярной полосе и на Кольском полуострове путем закрепления лесосек в долго­ срочное пользование, что даст возможность исполь­ зовать перестойные леса крайнего севера и увели­ чить приток средств колонизационного фонда. Крупным вопросом становится механизация 'н а лесозаготовках, путем постройки подвесных дорог, узкоколеек, установки шпалорезных станков и проч. Все шпалы, которые вырабатываются Желлесом для дорог, сдаются без предварительной пропитки. Было бы более рационально оборудовать, или вбли­ зи мест разработок или переносные, шпалопропи­ точные заводы, что дало бы возможность дорогам получать шпалы в готовом виде для непосредствен­ ного использования. Такой подход к работе будет наиболее целесо­ образным по сравнению с проектом акционирования и трестирования, потому что дороги-потребитель- ницы, имея возможность получить от Желлеса пер­ восортную и готовую к немедленному употребле­ нию продукцию, найд у т под общим руководством и наблюдением НКПС, способы упорядочить дело бесперебойного кредитования Желлеса и своевре­ менного перевода денег на дорогу. Одним из самых коренных вопросов Желлеса является постановка рационального использования древесины на корню и отходов от лесопильного про ­ изводства, а т а кж е улучшение качества выпуска­ емой лесо и пило продукции. В отношении послед­ ней необходимо принять меры к скорейшему обо­ рудованию мощных сушилок для выпуска сухой пи- лопродукции, на которую имеется значительный спрос <-.о стороны дорог сети. Все эти мероприятия потребуют, конечно, крупных денежных средств, но указанный выше способ финансирования Ж еллеса дорогами потребительницами, а возможно, и дру­ гими заинтересованными госорганизациями (напр. Донуголь, МКХ, Мосторг) придает Желлесу воз­ можность целиком выполнять его производственные задания, постепенно снижая себестоимость продук­ ции и улучшая ее качество. Задачи колонизации и методы ее осуществле­ ния, как они были определены в упомянутой выше статье, остаются без изменений. В настоящее время намечаются перспективы возникновения нового промышленно-колонизацион­ ного района, на основе развития использования

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz