Карело-Мурманский край. 1927, N2.

КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 3 5 особенно, если прежний завод существовал там ряд лет и глины залегают пластом от 1 до P /i метров; кроме того механический завод, построенный вместо бывшего ручного, приводит обычно к тому нелепому в конструктивном отно­ шении состоянию завода, в каком и находится большин­ ство существующих в СССР старых кирпичных заводов. Все это, разумеется, очень мало способствует получе­ нию дешевого фабриката. Как известно, правильным с технически организа­ ционной стороны решением вопроса о конструкция заво­ да может считаться то, при котором конструктором даны целесообразно кратчайшие коммуникационные линии для сырья, полуфабриката и фабриката. Задача эта для многих производств чрезвычайно трудна по причине наличия целого ряда побочных—про­ изводственных процессов, примыкающих к основным. Но в кирпичном производстве основные процессы даны в чистом виде и впоследовательной связи. Поэтому конструк­ ция такого завода может считаться показательно-типовой для целого ряда других сходных производств. И действи­ тельно, именно в кирпичном деле наиболее ясно достижи­ мы типы коммуникаций—параллельной и круговой. По существу же, нормально сконструированный завод должен представлять собой ряд увязанных между собой машин и аппаратов, покрытых чехлом—зданием. К сожалению, у нас все еще часто наблюдается обрат­ ный прием, сводящийся к стремлению втиснуть машину в уже существующее здание, что обычно приводит к неве­ роятной путанице коммуникационных линий, а в резуль­ тате к значительным потерям темпа производства и време­ ни. Эти потери времени, суммируясь с теми, которые для полумеханизированных заводов могут считаться законо­ мерными*. дают большую величину, часто свсдящую рента­ бельность данного предприятия к нулю, несмотря на весьма добросовестное ведение дела. Но если такое техническое состояние многих суще­ ствующих заводов может быть об‘яснено историей их воз. никновения п р и системе частной предпринимательской ини­ циативы, преследовавшей исключительно цели наживы, (почему и имело место хаотическое возникновение заводов зачастую там, где им вовсе быть не следовало-бы), но при существующем обще-государственном подходе к индустри­ ализации страны этот путь совершенно отпадает. Госу­ дарство, как хозяин, не может позволить себ е роскошь вкладывать денежные средства, если бы они были даже избыточны, в предприятия технически несовершенные. Можно было бы не подвергать разбору суждения ав­ тора упомянутой выше статьи о механизированном заводе как таковом, но, так как эта часть статьи весьма неясно изложена и, кроме того, здесь прямо высказывается пре­ достережение против применения в кирпичном деле ме­ ханизмов, могущих, как известно, сломаться,—а отсюда риск остановки завода в самое горячее время,—то мы при­ нуждены несколько остановиться на этих вопросах. Автор говорит о заводах механизированных на 100% . Утверждение для непосвященного в сущности ничего не говорит, так как механизированным кирпичным заводом России считался завод с мащинной формовкой кирпича и гофманской печью. Сушка же сырца—воздушная, а его различные передвижения производились в ручную. Средняя мощность такого завода обычно находилась в пределах от 2, 5 до 6-7 миллионов в сезон (с 1/V по 16/1Х). Вместе с тем за—границей (Америка, Германия) дей­ ствительно имеются заводы, механизированные полностью. *) Около 60%, т. к. в таких случаях рабочие делают полезные движения только в одном направлении. Обрат­ ное движение непроизводительно. Например, гонка к ма­ шине разгруженной вагонетки. Речь идет о кирничиых заводах. Они строятся двух типов. Один из них возможен и эко­ номически обоснован при громадном производстве (от 25 миллионов и выше в год). Другой тип-маломощный (от 2,5 —3 миллиона годового выхода продукции). Из разбираемой статьи совершенно не видно о каком именно типе из упомянутых трех идет речь. Для типа за­ вода большой мощности по Существу нет данных в имею­ щихся условиях промышленной жизни края так как кон­ центрация производства фабриката, не выдерживающего дальнего транспорта при малозаселенности края, едва ли целесообразна, да пожалуй и непосильна для края по техническим основаниям. Остальные два типа, конечно, возможны, но тип ста­ рого механического русского,—в климатических условиях Карелии и Мурмана, с малым числом теплых дней в сезо ­ не, мало выгоден, так как для получения, в лучшем случае, за 80—90 летних дней, хотя бы 3 миллионов кирпича не­ обходима двухсменная работа на машине не менее № 3 типа Крузенгоф, (20,000 шт. в 8 часов день) и количество, сушильных сараев не менее 10—емкостью на 500-600 ты­ сяч в столько же подзоров. Печь, только Гофманская,-16-18—камерная, довольно дорогая, так как при емкости камеры в 10000 шт., она про­ пустит всю сезонную выработку не менее, чем за 200 дней l J/a камеры в сутки), а отсюда возникает необходи" мость в больших крытых об'емах для хранения до 1,5 мил. лионов сухого сырца, поступающего в общем осенью и зимой Вся система завода получается слишком громозцкой и до­ рогой. И наконец, 3-й тип завода—небольшой мощности те же 3 миллиона, но и не в летний сезон, а в под—275 дням, по изготовлению сырца и 365—по обжигу. И в климатических условиях Карелии такой тип явля­ ется по нашему мнению единственно приемлемым и целе­ сообразным. Его преимущества—меньшая стоимость соору­ жений, так как мощность распределена на 276 дней, су­ точная выработка может быть почти в трое меньше и ме­ ханизм более дешевым (меньшие номера и меньший ра­ сход силы). Печь Гофмана, (но 14—16 номер с емкостью 6—б'/з тысяч)—также значительно дешевле чем предыду­ щая. Сушка сырца искусственная. Отчасти, за счет тепла, получаемого от печи, а отчасти при дешевом топливе (торф, сучья, валежннк) посредством специального судайль ного устройства (канальные сушилки). Весь завод конструируется в одном здании и обслу­ живающий штат рабсилы не превышает 35 человек при работе в одну смену, в то время как для предыдущего необходимо располагать штатом не менее 180 человек (более на 1800 человеко дней). В частности, п о л н а я механизация кирпичного заво­ да заключается именно в замене воздушной сушки сырца искусственной, а ручного передвижения фабриката и сырья —транспортерами и механическими разгружателями и на- гружателями. Аггрегат же машин, формующих кирпич, крайне не сложен и состоит из локомобиля, ленточного пресса, 2-х пар вальцов и одной лебедки. Кирпичные машины строятся обычное избыточным за пасом прочности (учитывая именно грубую работу) и стра­ хи автора относительно возможных поломок несколько преувеличены. В практике русских кирпичных заводов солидный р е­ монт всех работающих частей производится обычно зи­ мой, что и обеспечивает вполне спокойную работу завода в сезон. Какая же либо случайность во время работы—- сводится в большинстве случаев к поломке малозначи­ тельных частей. Причем, сама конструкция машин преду­ сматривает эго и, почему при чрезвычайно крепком,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz