Карело-Мурманский край. 1927, N2.
КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 2 32 Старообрядчество в Кеми I. В архиве Кемского собора сохранился целый ряд цевных архивных документов, бросающих яркий след на некоторые черты старого быта Карельского Поморья. Наибольший интерес представляют в данном случае документы, касающиеся старообрядчества—фактора, еще до настоящего времени доминирующего в жизни всего севера и определяющего в значительной степени ха рактерные особенности внутреннего и внешнего быта его населения. Как ни странно, но, несмотря на значительное ко личество серьезных трудов и опубликованных докумен тов по расколу и его истории, до сих пор более изве стна общая внешняя сторона раскола, общий характер его движений, а его частности, подробности еще не до статочно выяснены. Но они как раз и дают многочи сленные и любопытные штрихи, определяющие внутрен нюю жизнь того чрезвычайно слолсного движения, кою- рое определяется наименованием раскола —старообряд чества. Наиболее интересные документы по расколу хранились в архивахразного рода „Секретных Комитетов" и„Сове щаний". На всех их лежало одно и тоже клеймо,,секрет но". Это главным образом и задерживало их опубликова ние и исследование. Лишь последнее время раскрепости ло лежавшие до сих пор под спудом документы и стерло с них печать секретности. Один из таких секретных документов мы и предла гаем в дальнейшем вниманию читателей. Сущность де ла заключается в следующем. 23 мая 1846 года кемское духовное правление на правило причту кемского собора секретный указ ар хангельской духовной консистории, которым приказы валось: „Предписать немедля циркулярно, по секрету, всем священно-служителям, где есть раскольники, чтобы они самым верным образом дознали об учении тех или дру гих сект, в приходах их имеющихся, и, собравши глав ные положения, донесли об оных сколько возможно ско рее, по секрету же. Кратко изложили бы и историю тех или других сект: давно ли они начали существовать? Кто был насадителем и распространителем их? Кем и ныне они поддерживлются и отчего? Сердечны ли убеж дения в правоте принятого раскольниками учения удер живает их в расколе, или другие политические причи ны? Дознано было бы по возможности и то, на каких условиях раскольники желали бы возвратиться в недра церкви*1. Протоиерей кемского собора, очевидно, долго выпы тывал и разведывш различные сведения о старообряд цах, находящихся в его приходе, так как лишь 15 июня того же года, т. е. только через 3 месяца отправил свой ответный „рапорт", минуя Кемского духовного правле ния, непосредственно Архангельскому архиерею „для поспешности к выполнению всего предписания". Его сведения о старообрядцах, проживающих в г. Кеми и соседних селениях, мы приводим в дальней тем подностию, с соблюдением характерного современ ного слога и правописания, исключив лишь не имею щее никакого значения формальное начало документа, указывающее направление бумаги. В своем „репорте" протоиерей Кемского собора со общает следующие данные о кемских старообрядцах. „Самым верным образом и немедленно об учении тех или других сект раскольников, так как в каждой сек- в половине X IX столетия. те, кои здесь, в ппих^де соборном, под именем безпо- повщины—главные: Филипповщина, Даниловщина и Аароновшина—дознать, нельзя, поелику секретно-же, с говора только, доходит до сведения, что в толках сих из соблазнителей их, лишь-бы кто мог втолкаться, в свое или не в свое дело, для отчуждения от церкви, тот и успевает, сколько удастся, будучи сам невеждой, соблазнять в невежественное заблуждение. „Впрочем, А) сколько известно, общие и главные положения упомянутых сект безпоповщивы: удаляться от церкви и священства и не принимать ни таинств, ни обрядов церковных. В случае назидания представ ляться ничего не знающими, слагая ведение на одних наставников, коих есть либо они и совершенно не зна ли, т. е. хотя-бы они были из беглецов. Не соединять ся между собою в молитве и есть, и пить каждому со гласию из особых сосудов, хотя-бы и в одном семействе- и отнюдь не с православными, ибо то значит: омир - щиться, потерять веру, к которой возвратиться не ина че можно, как через эпитимиюот, называемого так, от ца. Быть не женатыми (иноками), или и с женами, как бы девственно—по мнению их (о! сколь нелепому: „Хоть блудница да девица"). И, наконец, в основании неук лонного следования мнимо старообрядчеству, опираться на предков, постоянно пребывавших в расколе, и на клятву родителей, в случае оставления его. „В частности же, из обличительных книг пасно то, какое учение содержит каждая из оных сект. Но Ааро- новщина учит безбрачию посредством церкви, сама же сводит браком по соизволу (благословение) якобы) од них родителей и наставника. ,,Б) Даниловщина восприяла начало о т основателя Данила в Олонце и в прочих лесах Карелии от вы ходцев Соловецких, уклонившихся из известного по истории бунта. И Филипповщина составилась от на ставничества некого инока Филиппа, впоследствии от секты Даниловской положившего разделение сект тем, чтобы не молиться за предержавство. Но Аароновшина здесь не издавна, хотя ясного времени появления ука зать нельзя, коея, есть-ли не насадитель отзтавяои из солдатов, ныне крестьянин, Немчинов, сужденный и освобожденный, то не иначе как поддержатель, иотому что в селении Килгилицком, где он имеет жительство, безбрачие умножилось. „в) Раскол поддерживается рассеянностию ') скитов, видами корыстолюбия, славолюбия, тунеядства, нищен ства и склонностью к независимости и не менее допу щенною притаенностью—покрытием настоящего числа отщепенцев в духсвнических актах. И, наконец, тем, чго все богатейшие и промыслительнейшие люди непре менно состоят в расколе и, что дивно, что они обладают беднотою. г) Повидлмому, сердечно убеждены все мнимо ста роверы в своем невежестве по вышеизложенным причи нам: по колику, если некоторым и было время присое диниться к православию по случаю венчания церковного, не иначе, как некрещеным священниками,—с приня тием миропомазания, а крещеным—токмо обряда по чиноположению; но таковые не относятся в церковь и посвоему остаются поддерживаясь общим мнением изу веров, что верообрядство на их стороне. „д) Не легко дознать от здешних (безпоповщипы) раскольников, желали-бы они возвратиться в недра цер кви, поелику почти все Поморье в заразе давнего и 1 Т. е. обилием скитов и их раскиданностью,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz