Карело-Мурманский край. 1927, N2.

КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 2 32 Старообрядчество в Кеми I. В архиве Кемского собора сохранился целый ряд цевных архивных документов, бросающих яркий след на некоторые черты старого быта Карельского Поморья. Наибольший интерес представляют в данном случае документы, касающиеся старообрядчества—фактора, еще до настоящего времени доминирующего в жизни всего севера и определяющего в значительной степени ха­ рактерные особенности внутреннего и внешнего быта его населения. Как ни странно, но, несмотря на значительное ко­ личество серьезных трудов и опубликованных докумен­ тов по расколу и его истории, до сих пор более изве­ стна общая внешняя сторона раскола, общий характер его движений, а его частности, подробности еще не до­ статочно выяснены. Но они как раз и дают многочи­ сленные и любопытные штрихи, определяющие внутрен­ нюю жизнь того чрезвычайно слолсного движения, кою- рое определяется наименованием раскола —старообряд­ чества. Наиболее интересные документы по расколу хранились в архивахразного рода „Секретных Комитетов" и„Сове­ щаний". На всех их лежало одно и тоже клеймо,,секрет­ но". Это главным образом и задерживало их опубликова­ ние и исследование. Лишь последнее время раскрепости­ ло лежавшие до сих пор под спудом документы и стерло с них печать секретности. Один из таких секретных документов мы и предла­ гаем в дальнейшем вниманию читателей. Сущность де­ ла заключается в следующем. 23 мая 1846 года кемское духовное правление на­ правило причту кемского собора секретный указ ар­ хангельской духовной консистории, которым приказы­ валось: „Предписать немедля циркулярно, по секрету, всем священно-служителям, где есть раскольники, чтобы они самым верным образом дознали об учении тех или дру­ гих сект, в приходах их имеющихся, и, собравши глав­ ные положения, донесли об оных сколько возможно ско­ рее, по секрету же. Кратко изложили бы и историю тех или других сект: давно ли они начали существовать? Кто был насадителем и распространителем их? Кем и ныне они поддерживлются и отчего? Сердечны ли убеж­ дения в правоте принятого раскольниками учения удер­ живает их в расколе, или другие политические причи­ ны? Дознано было бы по возможности и то, на каких условиях раскольники желали бы возвратиться в недра церкви*1. Протоиерей кемского собора, очевидно, долго выпы­ тывал и разведывш различные сведения о старообряд­ цах, находящихся в его приходе, так как лишь 15 июня того же года, т. е. только через 3 месяца отправил свой ответный „рапорт", минуя Кемского духовного правле­ ния, непосредственно Архангельскому архиерею „для поспешности к выполнению всего предписания". Его сведения о старообрядцах, проживающих в г. Кеми и соседних селениях, мы приводим в дальней тем подностию, с соблюдением характерного современ­ ного слога и правописания, исключив лишь не имею­ щее никакого значения формальное начало документа, указывающее направление бумаги. В своем „репорте" протоиерей Кемского собора со­ общает следующие данные о кемских старообрядцах. „Самым верным образом и немедленно об учении тех или других сект раскольников, так как в каждой сек- в половине X IX столетия. те, кои здесь, в ппих^де соборном, под именем безпо- повщины—главные: Филипповщина, Даниловщина и Аароновшина—дознать, нельзя, поелику секретно-же, с говора только, доходит до сведения, что в толках сих из соблазнителей их, лишь-бы кто мог втолкаться, в свое или не в свое дело, для отчуждения от церкви, тот и успевает, сколько удастся, будучи сам невеждой, соблазнять в невежественное заблуждение. „Впрочем, А) сколько известно, общие и главные положения упомянутых сект безпоповщивы: удаляться от церкви и священства и не принимать ни таинств, ни обрядов церковных. В случае назидания представ­ ляться ничего не знающими, слагая ведение на одних наставников, коих есть либо они и совершенно не зна­ ли, т. е. хотя-бы они были из беглецов. Не соединять­ ся между собою в молитве и есть, и пить каждому со­ гласию из особых сосудов, хотя-бы и в одном семействе- и отнюдь не с православными, ибо то значит: омир - щиться, потерять веру, к которой возвратиться не ина­ че можно, как через эпитимиюот, называемого так, от­ ца. Быть не женатыми (иноками), или и с женами, как бы девственно—по мнению их (о! сколь нелепому: „Хоть блудница да девица"). И, наконец, в основании неук­ лонного следования мнимо старообрядчеству, опираться на предков, постоянно пребывавших в расколе, и на клятву родителей, в случае оставления его. „В частности же, из обличительных книг пасно то, какое учение содержит каждая из оных сект. Но Ааро- новщина учит безбрачию посредством церкви, сама же сводит браком по соизволу (благословение) якобы) од­ них родителей и наставника. ,,Б) Даниловщина восприяла начало о т основателя Данила в Олонце и в прочих лесах Карелии от вы­ ходцев Соловецких, уклонившихся из известного по истории бунта. И Филипповщина составилась от на­ ставничества некого инока Филиппа, впоследствии от секты Даниловской положившего разделение сект тем, чтобы не молиться за предержавство. Но Аароновшина здесь не издавна, хотя ясного времени появления ука­ зать нельзя, коея, есть-ли не насадитель отзтавяои из солдатов, ныне крестьянин, Немчинов, сужденный и освобожденный, то не иначе как поддержатель, иотому что в селении Килгилицком, где он имеет жительство, безбрачие умножилось. „в) Раскол поддерживается рассеянностию ') скитов, видами корыстолюбия, славолюбия, тунеядства, нищен­ ства и склонностью к независимости и не менее допу­ щенною притаенностью—покрытием настоящего числа отщепенцев в духсвнических актах. И, наконец, тем, чго все богатейшие и промыслительнейшие люди непре­ менно состоят в расколе и, что дивно, что они обладают беднотою. г) Повидлмому, сердечно убеждены все мнимо ста­ роверы в своем невежестве по вышеизложенным причи­ нам: по колику, если некоторым и было время присое­ диниться к православию по случаю венчания церковного, не иначе, как некрещеным священниками,—с приня­ тием миропомазания, а крещеным—токмо обряда по чиноположению; но таковые не относятся в церковь и посвоему остаются поддерживаясь общим мнением изу­ веров, что верообрядство на их стороне. „д) Не легко дознать от здешних (безпоповщипы) раскольников, желали-бы они возвратиться в недра цер­ кви, поелику почти все Поморье в заразе давнего и 1 Т. е. обилием скитов и их раскиданностью,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz