Карело-Мурманский край. 1927, N2.

2 6 КДРЕЛО-МУРМЯНСКИЙ КРАЙ безусловно. Она всегда остается и считаться с нею мы несомненно должны в каждый момент. Интересно отметить результаты влияния высо­ кого напряжения на провода связи, имевшие место во Франции на электрсфищц.ованных железных дорогах южного района (По—Тулуза-Берцелона), где вдоль железнодорожного полотна по соседству тянутся линия передачи в 650000 вольт и линия связи. Расстояние между ними измеряется от 40—80 метров, при сближении на протяжении 17 клм. В течение трех нет эксплоатации было отме­ чено 46 случаев или нарушения работы проводов связи , или несчастных случаев с техническим персоналом. Из них, как характерные были: 1. 16 ч. 26/X I—1921 г. По. На телефонной линии три раза получено повышенное напряжение по индукции. В р е зуль тате телефонистка получила а к к у с т и ч е с к и й удар . Причина на линии передачи не выяснена. 2. 15 ч. 45 м. I/X1I—21 г. Тарб. Две телефо­ н и с т ки получили а ккус ти че с кий удар и нервное потрясение, что повлекло для них необходимость продолжительного отдыха. 3. 9 ч. 35 м. 21 /И и 13/III— 1922 г. По. Теле ­ ф онистки получили а к кус ти ч е с кя е удары Причина не выяснена. 4. 17 ч. 9 м. 22/VIII—1922 г. По. Была нарушена р або та на теле граф ном проводе с а п п ар а т а Бодо и телефонных линиях Причина—падение дерева на линию передачи. 5. 8 ч. 48 м 8/11—1923 г. По. Телефонистка по­ лучила ж е с то ки й а к кус ти ч е с кий удар, повлекший рас­ с трой с тво нервов. 6. 18 ч. 10 м. 10 м. 15/1— 1924 г. По. Телефо­ н и с т к а получила столь ж е с то ки й удар в ухо, что более часу находилась в невменяемом состоянии. 7. 10 ч. 15 м. 10/Х—24 г. По. Телефонистка в то ­ рично сделалась ж ертвой случая. Давая соединение абоненту с Тулузой она почувствовала мурашки на руке и секунду спустя получила нервное р а сс тр ой ­ ство . Причины не обнаружены. Я привел наиболее характерные случаи опас­ ного влияния высокого напряжения, из которых видно, насколько они серьезны, даже при наличии некоторых предохранительных мер на линии связи. Эти же случаи дают указание и на то обстоятель­ ство, что от техники требуется настоятельно не только выработка действительных мер защиты, но и глубокое изучение всего вопроса в целом, так как на основании вышеприведенного мы в боль­ шинстве случаев не можем решить—какая же при­ чина вызвала тот или иной случай. Переходя к интересующему нас вопросу влия­ ния высовольтной передачи Волховстроя на прово­ да связи Мурманской железной дороге, мы находим, что обе эти линии на протяжении 105 километров идут почти параллельно друг другу на всем про­ тяж ении . Сближение этих линий доходит во мно­ гих местах до 60 метров и только в некоторых единичных случаях достигает до 100—500 метров (у Званки). Обе линии идут по разным сторонам железнодорожного полотна. Напряжение линии передачи, при котором дол­ жна передаваться энергия в Ленинград,—равно 11500—120000 вольт. При таких условиях провода слабого тока железной дороги, а также идущие по той же линии провода HK1IT оказываются в весьма неблагоприятном положении в отношении вредного влияния со стороны линии передачи. Подсчеты, сделанные Волховстроем для опреде­ ления влияния при нормально работающей линии передачи и в случае аварии на линии передачи Волховстроя,—сводятся к следующим выводам: 1. При нормально функционирующей линии пе­ редачи Волховстроя и при выполнении некоторых мероприятий, мешающего и опасного напряжения в проводах связи не должно появиться и опасений за работу устройств связи быть не должно. 2. В случае аварии (короткого замыкания через землю) на проводах слабого тока появляется индук­ тированное напряжение порядка от 5000 до 8000 вольт безусловно опасное и для устройств слабого тока и для обслуживающего их персонала. В целях предотвращения появления такого на­ пряжения, Волховстрой предложил применить, как меру защиты, специальные пустотные разрядники системы профессора Чернышева. Назначение этих разрядников заключается в том, что будучи поставлены на провоца связи и при аппаратах, они в момент появления индуктируемо­ го напряжения до известного предела дают разряд на землю. Таким образом, если разрядник построен на ?00 вольт и поставлен на провод, то он не до­ пустит повышение напряжения до 5000 вольт, а при достижении этого напряжения до 300 вольт он образует внутри себя вольтовую дугу и снимает излишек напряжения на землю. Основываясь на этом, Волховстрой в 1925 г. представил в Правление Мурманской дороги свой упрощенный проект защиты проводов и устройств слабого тока на согласование. Мурманская дорога с этим проектом не согла­ силась, имея ввиду серьезность вопроса, и выдви­ нула свой проект защиты, который бы давал боль­ шую гарантию зищиты устройств. Между прочим, в основу своего проекта дорога положила укладку специального кабеля (анти-индукционного), кото­ рый сам по себе снижает опасное напряжение на 80°/0. То есть при индуктируемом напряжении, в случае аварии в 5000 вольт,—кабель снизит его до 3ООО вольт. Это такое напряжение, которое в Гер­ мании, согласно выработанным нормам, считается допустимым Что касается мешающего и опасного влияния, при нормально действующей линии передачи,—то кабель это влияние обсолютно уничтожает. Таким образом, кабель, специально изготовленный, дает надежную защиту проводов, приборов связи и весь­ ма значительно снижает опасность непосредствен­ ного воздействия, при касании к этим устройствам. Наши нормы защиты проводов слабого тока от высокого напряжения предусматривают допустимое напряжение не свыше 300 вольт, следовательно выше чем германские, нормы (1000 вольт). В таком случае, при кабеле нам придется на станциях поставить пустотные разрядники не выше, чем на это напряжение и задача защиты будет выполнена, казалось бы правильно. Ввиду несогласии Волховстроя с этим проектом, вследствие его дороговизны (а не по техническим соображениям )—вопрос о защите устройств связи Мурманской железной дороги и HKIIT от высоко­ вольтной передачи Волховстроя, был внесен сн а ­ чала в Ленинградское отделение центрального электротехнического совета, а затем в Научно-Тех­ нический Комитет при НКЦС,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz