Карело-Мурманский край. 1927, N2.
2 6 КДРЕЛО-МУРМЯНСКИЙ КРАЙ безусловно. Она всегда остается и считаться с нею мы несомненно должны в каждый момент. Интересно отметить результаты влияния высо кого напряжения на провода связи, имевшие место во Франции на электрсфищц.ованных железных дорогах южного района (По—Тулуза-Берцелона), где вдоль железнодорожного полотна по соседству тянутся линия передачи в 650000 вольт и линия связи. Расстояние между ними измеряется от 40—80 метров, при сближении на протяжении 17 клм. В течение трех нет эксплоатации было отме чено 46 случаев или нарушения работы проводов связи , или несчастных случаев с техническим персоналом. Из них, как характерные были: 1. 16 ч. 26/X I—1921 г. По. На телефонной линии три раза получено повышенное напряжение по индукции. В р е зуль тате телефонистка получила а к к у с т и ч е с к и й удар . Причина на линии передачи не выяснена. 2. 15 ч. 45 м. I/X1I—21 г. Тарб. Две телефо н и с т ки получили а ккус ти че с кий удар и нервное потрясение, что повлекло для них необходимость продолжительного отдыха. 3. 9 ч. 35 м. 21 /И и 13/III— 1922 г. По. Теле ф онистки получили а к кус ти ч е с кя е удары Причина не выяснена. 4. 17 ч. 9 м. 22/VIII—1922 г. По. Была нарушена р або та на теле граф ном проводе с а п п ар а т а Бодо и телефонных линиях Причина—падение дерева на линию передачи. 5. 8 ч. 48 м 8/11—1923 г. По. Телефонистка по лучила ж е с то ки й а к кус ти ч е с кий удар, повлекший рас с трой с тво нервов. 6. 18 ч. 10 м. 10 м. 15/1— 1924 г. По. Телефо н и с т к а получила столь ж е с то ки й удар в ухо, что более часу находилась в невменяемом состоянии. 7. 10 ч. 15 м. 10/Х—24 г. По. Телефонистка в то рично сделалась ж ертвой случая. Давая соединение абоненту с Тулузой она почувствовала мурашки на руке и секунду спустя получила нервное р а сс тр ой ство . Причины не обнаружены. Я привел наиболее характерные случаи опас ного влияния высокого напряжения, из которых видно, насколько они серьезны, даже при наличии некоторых предохранительных мер на линии связи. Эти же случаи дают указание и на то обстоятель ство, что от техники требуется настоятельно не только выработка действительных мер защиты, но и глубокое изучение всего вопроса в целом, так как на основании вышеприведенного мы в боль шинстве случаев не можем решить—какая же при чина вызвала тот или иной случай. Переходя к интересующему нас вопросу влия ния высовольтной передачи Волховстроя на прово да связи Мурманской железной дороге, мы находим, что обе эти линии на протяжении 105 километров идут почти параллельно друг другу на всем про тяж ении . Сближение этих линий доходит во мно гих местах до 60 метров и только в некоторых единичных случаях достигает до 100—500 метров (у Званки). Обе линии идут по разным сторонам железнодорожного полотна. Напряжение линии передачи, при котором дол жна передаваться энергия в Ленинград,—равно 11500—120000 вольт. При таких условиях провода слабого тока железной дороги, а также идущие по той же линии провода HK1IT оказываются в весьма неблагоприятном положении в отношении вредного влияния со стороны линии передачи. Подсчеты, сделанные Волховстроем для опреде ления влияния при нормально работающей линии передачи и в случае аварии на линии передачи Волховстроя,—сводятся к следующим выводам: 1. При нормально функционирующей линии пе редачи Волховстроя и при выполнении некоторых мероприятий, мешающего и опасного напряжения в проводах связи не должно появиться и опасений за работу устройств связи быть не должно. 2. В случае аварии (короткого замыкания через землю) на проводах слабого тока появляется индук тированное напряжение порядка от 5000 до 8000 вольт безусловно опасное и для устройств слабого тока и для обслуживающего их персонала. В целях предотвращения появления такого на пряжения, Волховстрой предложил применить, как меру защиты, специальные пустотные разрядники системы профессора Чернышева. Назначение этих разрядников заключается в том, что будучи поставлены на провоца связи и при аппаратах, они в момент появления индуктируемо го напряжения до известного предела дают разряд на землю. Таким образом, если разрядник построен на ?00 вольт и поставлен на провод, то он не до пустит повышение напряжения до 5000 вольт, а при достижении этого напряжения до 300 вольт он образует внутри себя вольтовую дугу и снимает излишек напряжения на землю. Основываясь на этом, Волховстрой в 1925 г. представил в Правление Мурманской дороги свой упрощенный проект защиты проводов и устройств слабого тока на согласование. Мурманская дорога с этим проектом не согла силась, имея ввиду серьезность вопроса, и выдви нула свой проект защиты, который бы давал боль шую гарантию зищиты устройств. Между прочим, в основу своего проекта дорога положила укладку специального кабеля (анти-индукционного), кото рый сам по себе снижает опасное напряжение на 80°/0. То есть при индуктируемом напряжении, в случае аварии в 5000 вольт,—кабель снизит его до 3ООО вольт. Это такое напряжение, которое в Гер мании, согласно выработанным нормам, считается допустимым Что касается мешающего и опасного влияния, при нормально действующей линии передачи,—то кабель это влияние обсолютно уничтожает. Таким образом, кабель, специально изготовленный, дает надежную защиту проводов, приборов связи и весь ма значительно снижает опасность непосредствен ного воздействия, при касании к этим устройствам. Наши нормы защиты проводов слабого тока от высокого напряжения предусматривают допустимое напряжение не свыше 300 вольт, следовательно выше чем германские, нормы (1000 вольт). В таком случае, при кабеле нам придется на станциях поставить пустотные разрядники не выше, чем на это напряжение и задача защиты будет выполнена, казалось бы правильно. Ввиду несогласии Волховстроя с этим проектом, вследствие его дороговизны (а не по техническим соображениям )—вопрос о защите устройств связи Мурманской железной дороги и HKIIT от высоко вольтной передачи Волховстроя, был внесен сн а чала в Ленинградское отделение центрального электротехнического совета, а затем в Научно-Тех нический Комитет при НКЦС,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz