Карело-Мурманский край. 1927, N1.
КЯРЕПО-МУРМЯНСКИЙ КРЯЙ 7 ны и ученые учреждения, которые могли бы взять на себя субсидирование экспедиционных работ. В этот отношении нам кажется, что Русское Геогр. О-во в лице Карело-Мурманской комиссии, Ин ститут изучения Севера, Мурманская Биологиче ская Станция заинтересованы прежде всего в по добных исследованиях. Некоторую субсидию мог бы отпустить Нар. Комит. Земледелия, (изучение оленеводства и ягельников), Мурм. Губ. Исп. Ко митет и др. Походя к определению необходимых денежных средств для осуществления 3-х экспеди ций, по выше намеченным маршрутам, можно ска зать, что в самых общих и грубых цифрах выпол нение каждой из них может выразиться в сумме 3000-5000 руб. т. е. в течение 3-х лет общий рас ход на исследования внутренних районов восточ ной части Кольского полуострова не превысит 15.000 руб. В заключение, хочется высказать уверенность, что вопросы изучения Кольского полуострова в ближайшее время будут пересмотрены и привле кут к себе несравненно большее внимание, чем то, таким они до сих пор пользовались. А в дальней шем будет обращено внимание и на изучение вы ше рассмотренной территории на востоке полу-ва, этого самого неисследованного уголка в Европе самой исследованной части света. А. Хордикайнен. Дорожное строительство на Мурмане. Дорожное строительство на Кольском полуостро ве не имеет дореволюционной истории. В дореволюционное время незначительное вни мание, уделявшееся Кольскому полуострову, сосре доточивалось исключительно на его побережьях— западном и восточном Мурмане—по борьбе с побе доносной конкуренцией Норвегии, составлявшей все возрастающую угрозу Мурманскому рыбному промыслу. Ряд льгот, устано вленных для лиц, ж е лающих селиться но Мурманскому бе егу, берегам Кольского зали ва и Рыбачьем полу острове имел целью заставить пришлых ры баков осесть вблизи промыслов. Поспешно и искусственно, не счи таясь зачастую с насу щными интересами тех- же вновь привлечен ных и ранее осевших колонистов, создали два центра: оплот власти правительствен ной — Александровек и Духовной —Печенгский монастырь. Мы не видим признаков тяготения к этим пунк там изнутри страны—они не собирают к себе на селение и связачная с ними история заселения Кольского полуострова .во второй половине XIX ве ка, не знает ни постройки дорог, ни проектирова ния их. Древняя Кола—служа перепутьем для рыбаков и средоточием небольшой группы местных скупщи ков, стремилась пробить себе сухопутную дорогу через Кольский полуостров па Кандалакшу. Отрыв ки этого пути, имеющие в иных местах свойства сносной грунтовой дороги, но с лодочными пере правами через реки и озера, составляют едва-ли не все дорожное хозяйство, доставшееся в наследство от старого режима. Если прибавить к этому 17-ти верстную колес ную дорогу от колонии Трифонов Ручей до Печенг- ского монастыря (ныне в Финляндии) и дороги чи сто городского значения в районе Александрове^ , ЛОВОЗЕРСКЯЯ ДОРОГА. К ам енная гряда на спуске к ручью . то опись этого небогатого наследства можно счи тать полной. С выделением Кольского полуострова в отдель ную Мурманскую губернию с самостоятельным бюд жетом, развитие дорожного дела стало столь же естественным и неизбежным, как и развитие всех отраслей народного хозяйства края и даже тем на сущней, чем более дорожное строительство в прош лом представляется отсталым. Задача колонизации, стоящая ныне перед Мурманской ж. дорогой, укрепила тенденцию за селения полуострова равиомерно и от бере гов и от центра; часть колонистов в недалеком будущем несомненно обнаружит сдвиг от по лосы железной дороги в глубь страны вслед старым поселенцам. Но условия ж и з н и , с л о жившиеся в централь ных частях полуострова, чрезвычайно тяжелы. Будучи отрезаны от остального мира по крайней мере в тече ние 5-6 месяцев, жите ли центральной части полуострова принуждены применять по мере возможности свой хозяйствен ный уклад и свои потребности к существующим условиям. Это делается так: с установлением санного пу ти жители, действуя отдельно, а в последнее ьре- мя, объединяемые кооперацией, заказывают требуе мые товары, в количестве, расчитанном на целый год и определяемом наличием денежных средств (например, для с. Лузозеро закупается 7-10 пудов муки), и по зимнему пути закупленный товар п ер е возится на место потребления и расходуется в те чение года до наступления следующего санного пути. Конечно, при этом уже в августе-сентябре н а чинает сказываться недостаток многих продуктов, в особенности чая, сахара, овощей, который по сильно пополняется пешими рейсами.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz