Карело-Мурманский край. 1927, N1.

№ 1 КАРЕПО-МУРМАНСКИИ КРАЙ 3 его творцы. Сколько раз вопрос о прекращении работ на Волховстрое ставился самою жизнью, в эпоху блокады, голода и всеобщей разрухи, за от­ сутствием средств у разоренного рабочего государ­ ства. Ленинград пострадал от голода, гражданской войны и эвакуации. Но как первый город Револю­ ции, как крупнейший рабочий центр квалифици­ рованной силы, как центр научный, Ленинград во чтобы то ни стало должен возродиться. „Но была та смутная пора“... когда советская валюта головокружительно падала. Отпускались пайки для рабочих, вернее наряды на них, но самих пайков по этим нарядам получить нельзя было. За все время, с 18 года до конца 22 года, Волховстрой получил фактически только 3% стои­ мости своего сооружения. Понадобился авторитет В. И. Ленина, который решительно настаивал на бесперебойном снабжении „Волховстроя" всем не­ обходимым. В результате огромного финансоного напряжения средства были отпущены. Таким обра­ зом, Волховстрой построен лишь за последние З1/* г. Это—рекордный срок для сооружения первой в СССР и крупнейшей гидростанции. Подсчитаем же во сколько обошелся Волхов­ строй. Всего на строительство было отпущено У8 милл. рублей. Из них 8 милл. Республика вернула уже в виде оставшегося от строительства оборудо­ вания. В 15 милл. обошлось сооружение величай­ шего в СССР шлюза на Волхове. Таким образом, на долю самого строительства пришлось всего 75 милл. рублей. Недостатки гидростанции. Нужно признать, что r сооружениях гидростан­ ций для использования сйлы течения реки имеются и свои недостатки. Первый из них—зависимость станции от количества воды в реке, а оно, как известно, неравномерно, в зависимости от сезона. Так напр., весною сила течения Волхова могла бы привести в действие целых 30 турбин. Замою же воды в реке х в а т а е т едва на 3-4 машины. Вот и пришлось Волховстрою остановиться на среднем количестве в 8 турбин. Если считать, что Волховские турбины бу­ дут загружены только на половину, т. е. дадут не 80.000 л. с., а только 40.000, то, в переводе на „электрический язык", это составит 30.000 кило­ ватт электро-энергии. При том-же условии, каждая машина даст 8.000 часов работы в год, что соста­ вит 240 милл. киловатт часов. Волховстрой мог бы и сейчас давать большее количество энергии,—до 300 милл. киловатт часов. Но вся беда в том, что Ленинград, как крупнейший промышленный и на­ селенный центр, потребляет энергию, главным обра­ зом, в определенные сезоны и в определенные ча­ сы дня. Общая потребность Ленинграда в электро-энер­ гии составляет и сейчас 400 милл. киловатт часов. Отсюда видно, что Волхов мог бы удовлетворить пролетарскую столицу на 75% ее потребности в электро-энергии. Но Ленинград растет и разви­ вается гораздо быстрее , чем это мог кто нибудь предполагать. Уже сейчас ясно, что в 31-F2 г. г. для Ленинграда нужно будет не менее 1 миллиар­ да к. в. часов. Конечно, тогда значение Волхов­ строя, как главнейшего источника электро-энергии упадет и потребуются другие источники и первый из н и х—Свирская гидро-станция. Выгоды Волховстроя. Преимущества гидростанции в том, что она не нуждается в топливе, ибо ее топливо-вода, вернее,— сила воды, а также и в том, что гидро-станция не требует больших расходов по своему содержа­ нию. Всякий капитал со средней доходностью окупает себя в 36V2 лет. Себестоимость электро-энергии на Волховстрсе, включая сюда погашение капитала, проценты на него, изнашиваемость оборудования, содержание штата и текущий ремонт, выражается в 2,4 коп. за киловатт час. в то время как на п а ­ ровой станции стоимость киловатт часа, при тех же условиях, составляет 5 коп. Через 38’/з лет, т. е. после погашения основного капитала, эн ер ­ гия уже будет стоить 0,6 коп. за киловатт час. Таким образом, на каждом киловатт часе Волхов­ строй дает экономии, против паровых станций,-2,6 коп., а на всем количестве Волховской энергии в 240 милл. киловатт часов, получится 7 милл. руб­ лей чистой прибыли в год. Дальше, на выработку каждого киловатт часа энергии идет от 1 до 1/*/2 килограмм угля, а на 240 киловат часов, ушло бы 12.000.000 пудов угля, который Волхову не нужен и который может итти на другие нужды страны. Этот уголь нужно было бы купить или в Англии, как мы это сделали до сих пор, заплатив за него золотой валютой, или же Донбассе, за тридевять земель. Но чтобы привести в Ленинград изДонбаса эти 12 милл. пудов, по ж. д., потребовалось бы сжечь еще столько же по пути, в паровозах. И так Лениград, благодаря Волховстрою, избавлен от дорого-стоющей необходимости привозить ежегод­ но 12 милл. пудов угля и кроме того получает новый, мощный, самостоятельный источник энергии. Волховстрой—первая водяная станция, которая доказала выгодность подобных сооружений и ука­ зала верный путь, по которому должна идти эле­ ктрификация водных районов Республики. Помимо всего прочего, помимо своего промыш­ ленного значения, сооружение Волховстроя одно­ временно создает совершенно новый и отличный водный путь по Волхову. Этот путь, благодаря шлюзу, связывает богатый Приильменский край с Ленинградом и его портом, откуда грузы из Иль­ менского края получат выход к морю для экспор­ та заграницу. Волхов превращается в законченный участок будущего великого, внутреннего Черномор­ ско-Балтийского водного пути,, от Ленинграда—по Неве, к Ладожским каналам, по Волхову, оз. Иль­ меню, реки Ловати, Зап. Двине, Березине' и Дне­ пру. И тогда не будет надобности возить грузы из Черноморских портов в Ленинград окружным путем, вокруг всей Европы, и подвергать их опасности морского плавания и войны. Волховстрой—не только первый крупный шаг на пути- к электрификации СССР, но и величай- шля победа пролетарского класса над неверием врагов в его творческие силы. Воаховстрой, в сущности, уже готов. Его две громадные башни—северная и южная, высотою в 35 саж., свободные от кружева лесов, уже гордо вздымаются из самой воды, серыми многоэтажными маяками. Его первые большие три турбины и одна малая с глухим урчанием уже бешенно завертелись, под буйным напором реки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz