Карело-Мурманский край. 1927, N1.

2 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ Так и сделали. Под углом к плотине, у правого берега , построили силовую станцию. Сюда, через дедозащитную стенку, предохраняющую, своими ка­ менным аркадами как решетка, от попадания, в аван­ камеру льда, устремляется вся вода к турбинам. Внутри самой бетонной плотины тянется, от берега к берегу, по дну реки, туннель, или выражаясь „вол- ховстройским языком", потерна. Наличие потерны во первых облегчает необходимую связь обоих бе­ регов, а во вторых дает возможность наблюдать за состоянием плотины внутри ее, ибо благодаря по­ ристости, просачиваемости бетона, из*которого сде­ лана плотина, несмотря на его громадную толщи­ ну, вода все же понемногу просачивается в потер­ ну, откуда, впрочем, уходит обратно в реку по уз­ ким желобкам водосливов. Плотину эту строили при помощи 10 железобетонных кессонов, которые изготовлялись на особых деревянных подмостках. Длина каждого такого кессона, представляющая собою громадный бетонный ящик—10 саж , а ши­ р и н а—3 ‘/2 саж. Над кессоном, который устанавли­ вался на дне реки, для того, чтобы внутри его про­ изводить нужные работы по закладке плотины, ус­ танавливался еще другой ящик без крыши, чтобы к месту работ, на дне реки, свободно поступал бы воздух. Стенки этого второго ящика, разумеется, выступают из воды. Вес каждого кессона около 25 тысяч пудов. При помощи особых подъемных пла­ вучих кранов кессоны подвозились к месту установ­ ки и опускались на дно. Это была особенно ответ­ ственная и трудная часть работы, во время кото­ рой возможны были всякие случайности и ошибки. Но Волховстрой удачно обошел их. Силозая станция. Подводная часть силовой станции представляет бетонную громаду, основанием в 70 саж , прорезан­ ную вдоль, так наз., спира льными камерами и вса­ сывающими трубами, по которым вода поступает из реки к турбинам. Входное отверстие спиральных камер закрывается громадными железными решет­ ками, дабы к сложной машине из реки не подошел бы лед и иные случайно плавающие предметы. Стан­ ция имеет 8 больших турбин мощностью по 10 ты ­ сяч л. с. каждая. Кроме больших турбин, на стан ­ ции имеется еще 2 малых, мощностью по 1400 л. с. Эти две малые турбины будут обслуживать нужды самой станции и шлюза, а также давать возбуж­ дение при пуске больших генераторов. В больших генераторах возбуждается так наз. первичный ток в 11 тыс. вольт. Он передается в Ленинград, на расстоянии 120 верст, по специальным медным про­ водам, подвешенным на деревянных и металличес­ ких опорах. Вес только одних металлических опор, расположенных через каждый километр,—10.000 пу­ дов, а вес медных проводов—около 60.000 пудов. Для охраны изоляторов на линии передачи, кото­ рых 44.000 штук, через каждые 4 версты,—созданы специальные сторожевые посты. Для частичного вы­ ключения отдельных участков линии передачи, на случай повреждения или ремонта, сооружены два переключательных поста. В самом Ленинграде, на Вы б^гской стороне, построена главная понижательная подстанция. Здесь напряж ение тока понижается со 110 тысяч вольт до 35 тысяч, после чего ток поступает в ка ­ бельное подземное кольцо, длиною в 70 клм., опоя­ сывающее весь Ленинград. Вдоль кольца построено еще 7 вторичных понижательных подстанций, по­ нижающих ток с 35 тысяч до 6 тысяч вольт. И только отсюда, из этих вторичных подстанций, Вол­ ховская энергия поступает в обще-городскую Л е ­ нинградскую электрическую сеть, где энергия сно­ ва трансформируется с 6 до 2 тысяч вольт уже на двух третичных подстанциях. И, наконец, домовые трасформаторы, в последний раз понижают ток до принятой Ленинградом мощности в 120 вольт. В это кабельное кольцо, как в общий канал, вливает­ ся вся электрическая энергия со всех прочих Ле­ нинградских паровых электрических станций. Все 8 больших турбин и 4 больших генератора были построены в Швеции. Остальные 4 генера­ тора и 2 малых турбины—в Сов. России. Это — первые машины для крупных гидростанций, по­ строенные на наших заводах. Сейчас советские за­ воды, удачно выдержав испытание, уже охотно и смело берутся за изготовление таких же грандиоз­ ных машин для остальных сооружаемых или про­ ектируемых советских гидростанций. Материалы. Чтобы правильно охватить все величие Волхов- строя приведем несколько цифр. За все время работ Волховстрой сожрал 51/? мил. п. цемента, при чем главная масса его, 75%, шла, впервые после войны, морским путем из Новорос­ сийска, вокруг всей Европы. Этот заказ повлек за собою возрождение крупнейшего на юге цементно­ го завода в Новороссийске. Специально сооружен­ ная для нужд'Волховстроя жел. дор. ветка :.под- везла из ближайших каменных карьеров до 250 тысяч куб. камня. Сюда доставлено было 12 мил. кубо-футов леса, около 700 тысяч пудов ж е ­ леза, из коих 300 тысяч пудов ввиде ме­ ханического оборудования и постоянных ма­ шин. Несмотря на все трудности транспорта, в те тяжелые годы, на Волховстрой ежедневно достав­ лялось в среднем по 400 вагонов разных грузов. Весь южный участок Мурманской ж. д., в эти исто­ рические годы, жил исключительно за счет пере­ возок ио Волховстрою. Ожил весь край. Даже от­ даленные губернии, не говоря уже о соседних де­ ревнях, получили заработок на Волховстрое, ввиде отхожего промысла. Крупнейшие Ленинградские заводы, получили заказы на значительную часть машин и мелкое оборудование для Волховстроя. Десятки тысяч рабочих получили постоянный твер­ дый заработок, не говоря уже о громадном и без- ковечно ценном опыте в производстве новых для них промышленных изделий. Финансы. Но, пожалуй, труднее всего для Волховстроя было наладить правильное, бесперебойное получе­ ние денег. В истории Волховстроя, как в зеркале, отрази­ лась тяж елая и бурная история молодой власти р а ­ бочих и крестьян. Каждый ее успех, каждое ее затруднение сейчас же отражались на строитель­ стве. Борьба за Волховстрой была, в сущности, борьбой за существование самого Ланинграда, за самую жизнь и благополучие его революционного рабочего населения. Сколько испытаний, сколько мытарств претер­ пел Волховстрой—об этом скажут его историки и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz