Карело-Мурманский край. 1927, N1.
2 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ Так и сделали. Под углом к плотине, у правого берега , построили силовую станцию. Сюда, через дедозащитную стенку, предохраняющую, своими ка менным аркадами как решетка, от попадания, в аван камеру льда, устремляется вся вода к турбинам. Внутри самой бетонной плотины тянется, от берега к берегу, по дну реки, туннель, или выражаясь „вол- ховстройским языком", потерна. Наличие потерны во первых облегчает необходимую связь обоих бе регов, а во вторых дает возможность наблюдать за состоянием плотины внутри ее, ибо благодаря по ристости, просачиваемости бетона, из*которого сде лана плотина, несмотря на его громадную толщи ну, вода все же понемногу просачивается в потер ну, откуда, впрочем, уходит обратно в реку по уз ким желобкам водосливов. Плотину эту строили при помощи 10 железобетонных кессонов, которые изготовлялись на особых деревянных подмостках. Длина каждого такого кессона, представляющая собою громадный бетонный ящик—10 саж , а ши р и н а—3 ‘/2 саж. Над кессоном, который устанавли вался на дне реки, для того, чтобы внутри его про изводить нужные работы по закладке плотины, ус танавливался еще другой ящик без крыши, чтобы к месту работ, на дне реки, свободно поступал бы воздух. Стенки этого второго ящика, разумеется, выступают из воды. Вес каждого кессона около 25 тысяч пудов. При помощи особых подъемных пла вучих кранов кессоны подвозились к месту установ ки и опускались на дно. Это была особенно ответ ственная и трудная часть работы, во время кото рой возможны были всякие случайности и ошибки. Но Волховстрой удачно обошел их. Силозая станция. Подводная часть силовой станции представляет бетонную громаду, основанием в 70 саж , прорезан ную вдоль, так наз., спира льными камерами и вса сывающими трубами, по которым вода поступает из реки к турбинам. Входное отверстие спиральных камер закрывается громадными железными решет ками, дабы к сложной машине из реки не подошел бы лед и иные случайно плавающие предметы. Стан ция имеет 8 больших турбин мощностью по 10 ты сяч л. с. каждая. Кроме больших турбин, на стан ции имеется еще 2 малых, мощностью по 1400 л. с. Эти две малые турбины будут обслуживать нужды самой станции и шлюза, а также давать возбуж дение при пуске больших генераторов. В больших генераторах возбуждается так наз. первичный ток в 11 тыс. вольт. Он передается в Ленинград, на расстоянии 120 верст, по специальным медным про водам, подвешенным на деревянных и металличес ких опорах. Вес только одних металлических опор, расположенных через каждый километр,—10.000 пу дов, а вес медных проводов—около 60.000 пудов. Для охраны изоляторов на линии передачи, кото рых 44.000 штук, через каждые 4 версты,—созданы специальные сторожевые посты. Для частичного вы ключения отдельных участков линии передачи, на случай повреждения или ремонта, сооружены два переключательных поста. В самом Ленинграде, на Вы б^гской стороне, построена главная понижательная подстанция. Здесь напряж ение тока понижается со 110 тысяч вольт до 35 тысяч, после чего ток поступает в ка бельное подземное кольцо, длиною в 70 клм., опоя сывающее весь Ленинград. Вдоль кольца построено еще 7 вторичных понижательных подстанций, по нижающих ток с 35 тысяч до 6 тысяч вольт. И только отсюда, из этих вторичных подстанций, Вол ховская энергия поступает в обще-городскую Л е нинградскую электрическую сеть, где энергия сно ва трансформируется с 6 до 2 тысяч вольт уже на двух третичных подстанциях. И, наконец, домовые трасформаторы, в последний раз понижают ток до принятой Ленинградом мощности в 120 вольт. В это кабельное кольцо, как в общий канал, вливает ся вся электрическая энергия со всех прочих Ле нинградских паровых электрических станций. Все 8 больших турбин и 4 больших генератора были построены в Швеции. Остальные 4 генера тора и 2 малых турбины—в Сов. России. Это — первые машины для крупных гидростанций, по строенные на наших заводах. Сейчас советские за воды, удачно выдержав испытание, уже охотно и смело берутся за изготовление таких же грандиоз ных машин для остальных сооружаемых или про ектируемых советских гидростанций. Материалы. Чтобы правильно охватить все величие Волхов- строя приведем несколько цифр. За все время работ Волховстрой сожрал 51/? мил. п. цемента, при чем главная масса его, 75%, шла, впервые после войны, морским путем из Новорос сийска, вокруг всей Европы. Этот заказ повлек за собою возрождение крупнейшего на юге цементно го завода в Новороссийске. Специально сооружен ная для нужд'Волховстроя жел. дор. ветка :.под- везла из ближайших каменных карьеров до 250 тысяч куб. камня. Сюда доставлено было 12 мил. кубо-футов леса, около 700 тысяч пудов ж е леза, из коих 300 тысяч пудов ввиде ме ханического оборудования и постоянных ма шин. Несмотря на все трудности транспорта, в те тяжелые годы, на Волховстрой ежедневно достав лялось в среднем по 400 вагонов разных грузов. Весь южный участок Мурманской ж. д., в эти исто рические годы, жил исключительно за счет пере возок ио Волховстрою. Ожил весь край. Даже от даленные губернии, не говоря уже о соседних де ревнях, получили заработок на Волховстрое, ввиде отхожего промысла. Крупнейшие Ленинградские заводы, получили заказы на значительную часть машин и мелкое оборудование для Волховстроя. Десятки тысяч рабочих получили постоянный твер дый заработок, не говоря уже о громадном и без- ковечно ценном опыте в производстве новых для них промышленных изделий. Финансы. Но, пожалуй, труднее всего для Волховстроя было наладить правильное, бесперебойное получе ние денег. В истории Волховстроя, как в зеркале, отрази лась тяж елая и бурная история молодой власти р а бочих и крестьян. Каждый ее успех, каждое ее затруднение сейчас же отражались на строитель стве. Борьба за Волховстрой была, в сущности, борьбой за существование самого Ланинграда, за самую жизнь и благополучие его революционного рабочего населения. Сколько испытаний, сколько мытарств претер пел Волховстрой—об этом скажут его историки и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz