Карело-Мурманский край. 1927, N1.

КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 81 К воздухоплавательным арктическим экспедициям. (К итогам берлинского воздухоплавательного с'езда по исследованию Арктики). Закончившийся в прошлом месяце в Берлине с‘езд „Международного общества по исследованию полярных стран с помощью воздушных кораблей", несомненно, послужит началом, первой ступенью того большого дела, осуществление которого, надо полагать, осуществится в ближайшие годы. Вполне понятен тот интерес, который возбудил повсеместно, детально разрабатываемый обществом проект ис­ следования с дирижаблей полярных стран, обще­ ством, в которое входят ныне 19 стран, 19 разно­ образных международных интересов! Несомненно, общество подготавливает дорогу для большого и важного дела, важного не только для науки, но также и практически и прежде всего экономически. Припомним, что не так давно, год тому назад, германский капитан Вальтер Брунс совместно с двадцатью виднейшими специалистами, географами, метеорологами, воздухоплавателями, инженерами и знатоками полярных стран, наме­ тил даже наиболее удобный и практичный поляр­ ный маршрут, где наш Мурманск должен был слу­ жить исходным пунктом как самый северный порт в Европе, соединенный с центрами железной до ­ рогой. Осуществляя этот маршрут, мы тратили бы лишь одну четвертую часть времени сил и энергии, которые необходимы, скажем, на перелет из Ам­ стердама в Иокогаму. Вместо 30 дней, необходи­ мых для совершения этого пути, в обычных усло­ виях, мы затратили бы. всего лишь 7 с половиной суток. И вряд ли мы ошибемся, если предположим, что скрытая подоплека единодушия и интереса к перелетам, которые обнаружили все участники со вещания была эта цифра, а не мифическая земля Гарриса. Как выяснилось из беседы с одним из предста­ вителей СССР на Берлинском совещании Г. П. Гор­ буновым, конгресс носил оффициальный, чисто на ­ учный характер. Обсуждались лишь те научные вопросы и намечался лишь тот ряд исследований, которые бы обеспечили кораблю некоторую устой­ чивость в смысле его ориентировки в совершенно незнакомых нам, никем необследованных поляр­ ных областях; также обсуждались вопросы и ме­ тоды исследования Арктики вообще. Следует учесть огромные трудности, которые неизбежно связаны с перелетами в областях, неиз­ вестных нам не только территориально, но и со­ вершенно незнакомых с климатологической сто­ роны. Нельзя думать, исходя из удачных полетов через северный полюс Амундсена и Бирда, что теперь проблема чрез-полюсных путешествий в Америку, решена окончательно. Чрезвычайно сме­ лые и рискованные полеты этих двух выдающихся полярных исследователей интересны лишь со спор­ тивной точки зрения; необходимы в целях успеха предпринимаемого дела те методы, те условия ис­ следования, которые можно сказать еще не имеют своих предшественников и должны начинаться впервые. Необходимо хорошо изучить и быть приготов­ ленными к тем опасностям, которые в любой час грозят кораблю, пустившемуся в столь рискован­ ное плавание. Нужно до известной степени пред­ видеть бури, осадки, облачность, туманность и проч. Уже существующие и намечающиеся по­ стройкой радио-станции, о чем речь ниже, окажут здесь незаменимую помощь. Вовлеченные в сеть общей работы, они дадут возможность заранее ознакомиться пилоту корабля с тем, что его ожи­ дает в ближайшее время, и принять необходимые меры и в соответствии с этим даже выбрать тот или иной путь следования. Вот этим то элементарным условиям всякого плодотворного лётного достижения и был посве- щен Берлинский конгресс. Прежде всего был з а ­ слушан ряд докладов специалистов-полярников, сделавших сводку по наиболее важным вопросам исследования Арктики. По вопросу о геологичес­ ком исследовании полярных стран сделал доклад директор нашего научного исслед. института по изуч. севера Р. Л. Самойлович. По полярной ме­ теорологии докладывал наш же представитель Шестокович. Но наибольший интерес вызвал д о ­ клад председателя конференции Фр. Нансена о необходимости самого тщательного изучения по ­ лярных льдов и течений, а также немецкого уче­ ного Бойкова, выступившего с совершенно'новым проектом фотограметрического исследования по­ лярных областей с дирижабля. Проект этот, инте­ ресен особенно в том отношении, что совершенно устраняет кропотливую, громоздкую и мало при­ годную в полярных условиях работу гидрографии. После продолжительного обсуждения деталь' ных сторон вопроса, как-то: какой тип дирижабля следует признать наиболее пригодным для поле­ тов в крайних полярных областях, с'езд перешел к обсуждению наиболее рационального использо­ вания всевозможных достижений науки и техники в целях полярного воздушного плавания. Прежде всего предположено, в ближайшее время осуще­ ствить постройку трех необходимейших в условиях полярных плаваний радио-станций: на Ново-Сибир­ ских островах, на земле Франца-Иосифа и на се­ верной оконечности Новой Земли, на мысе Ж е ­ лания, причем средства на постройку должны быть предоставлены СССР и Норвегией, Германия же снабжает станцию аппаратами. Личный состав станции должен быть какой нибудь одной нацио­ нальности (русские, норвежцы и немцы), меняю­ щиеся ежегодно станциями. Затем была высказана мысль о чрезвычайной желательности, с целью изучения полярных течений, вторичной посылки сроком на три года известного полярного судна „Мод" к Ново-Сибирским островам в дрейф, по тому же приблизительно маршруту, по которому двигался знаменитый „Фрам" Нансена. Научные же наблюдения не должны ограничиться фотогра- метрической с'емкой с дирижабля, в известных пунктах дирижаблю необходимо будет снижаться на землю для производства промеров, а также сбора проб воды, что послужит ценным материа­ лом для производства биологических и гидрологи­ ческих исследований района, представляющего в этом отношении для науки полнейшую загадку. С борта же корабля помимо фотограметрической с'емки можно будет с удобством производить ме­ теорологические наблюдения, исследовать атмос­ ферное электричество, наблюдать магнитные явле­ ния и прочее.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz