Карело-Мурманский край. 1927, N1.
КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 81 К воздухоплавательным арктическим экспедициям. (К итогам берлинского воздухоплавательного с'езда по исследованию Арктики). Закончившийся в прошлом месяце в Берлине с‘езд „Международного общества по исследованию полярных стран с помощью воздушных кораблей", несомненно, послужит началом, первой ступенью того большого дела, осуществление которого, надо полагать, осуществится в ближайшие годы. Вполне понятен тот интерес, который возбудил повсеместно, детально разрабатываемый обществом проект ис следования с дирижаблей полярных стран, обще ством, в которое входят ныне 19 стран, 19 разно образных международных интересов! Несомненно, общество подготавливает дорогу для большого и важного дела, важного не только для науки, но также и практически и прежде всего экономически. Припомним, что не так давно, год тому назад, германский капитан Вальтер Брунс совместно с двадцатью виднейшими специалистами, географами, метеорологами, воздухоплавателями, инженерами и знатоками полярных стран, наме тил даже наиболее удобный и практичный поляр ный маршрут, где наш Мурманск должен был слу жить исходным пунктом как самый северный порт в Европе, соединенный с центрами железной до рогой. Осуществляя этот маршрут, мы тратили бы лишь одну четвертую часть времени сил и энергии, которые необходимы, скажем, на перелет из Ам стердама в Иокогаму. Вместо 30 дней, необходи мых для совершения этого пути, в обычных усло виях, мы затратили бы. всего лишь 7 с половиной суток. И вряд ли мы ошибемся, если предположим, что скрытая подоплека единодушия и интереса к перелетам, которые обнаружили все участники со вещания была эта цифра, а не мифическая земля Гарриса. Как выяснилось из беседы с одним из предста вителей СССР на Берлинском совещании Г. П. Гор буновым, конгресс носил оффициальный, чисто на учный характер. Обсуждались лишь те научные вопросы и намечался лишь тот ряд исследований, которые бы обеспечили кораблю некоторую устой чивость в смысле его ориентировки в совершенно незнакомых нам, никем необследованных поляр ных областях; также обсуждались вопросы и ме тоды исследования Арктики вообще. Следует учесть огромные трудности, которые неизбежно связаны с перелетами в областях, неиз вестных нам не только территориально, но и со вершенно незнакомых с климатологической сто роны. Нельзя думать, исходя из удачных полетов через северный полюс Амундсена и Бирда, что теперь проблема чрез-полюсных путешествий в Америку, решена окончательно. Чрезвычайно сме лые и рискованные полеты этих двух выдающихся полярных исследователей интересны лишь со спор тивной точки зрения; необходимы в целях успеха предпринимаемого дела те методы, те условия ис следования, которые можно сказать еще не имеют своих предшественников и должны начинаться впервые. Необходимо хорошо изучить и быть приготов ленными к тем опасностям, которые в любой час грозят кораблю, пустившемуся в столь рискован ное плавание. Нужно до известной степени пред видеть бури, осадки, облачность, туманность и проч. Уже существующие и намечающиеся по стройкой радио-станции, о чем речь ниже, окажут здесь незаменимую помощь. Вовлеченные в сеть общей работы, они дадут возможность заранее ознакомиться пилоту корабля с тем, что его ожи дает в ближайшее время, и принять необходимые меры и в соответствии с этим даже выбрать тот или иной путь следования. Вот этим то элементарным условиям всякого плодотворного лётного достижения и был посве- щен Берлинский конгресс. Прежде всего был з а слушан ряд докладов специалистов-полярников, сделавших сводку по наиболее важным вопросам исследования Арктики. По вопросу о геологичес ком исследовании полярных стран сделал доклад директор нашего научного исслед. института по изуч. севера Р. Л. Самойлович. По полярной ме теорологии докладывал наш же представитель Шестокович. Но наибольший интерес вызвал д о клад председателя конференции Фр. Нансена о необходимости самого тщательного изучения по лярных льдов и течений, а также немецкого уче ного Бойкова, выступившего с совершенно'новым проектом фотограметрического исследования по лярных областей с дирижабля. Проект этот, инте ресен особенно в том отношении, что совершенно устраняет кропотливую, громоздкую и мало при годную в полярных условиях работу гидрографии. После продолжительного обсуждения деталь' ных сторон вопроса, как-то: какой тип дирижабля следует признать наиболее пригодным для поле тов в крайних полярных областях, с'езд перешел к обсуждению наиболее рационального использо вания всевозможных достижений науки и техники в целях полярного воздушного плавания. Прежде всего предположено, в ближайшее время осуще ствить постройку трех необходимейших в условиях полярных плаваний радио-станций: на Ново-Сибир ских островах, на земле Франца-Иосифа и на се верной оконечности Новой Земли, на мысе Ж е лания, причем средства на постройку должны быть предоставлены СССР и Норвегией, Германия же снабжает станцию аппаратами. Личный состав станции должен быть какой нибудь одной нацио нальности (русские, норвежцы и немцы), меняю щиеся ежегодно станциями. Затем была высказана мысль о чрезвычайной желательности, с целью изучения полярных течений, вторичной посылки сроком на три года известного полярного судна „Мод" к Ново-Сибирским островам в дрейф, по тому же приблизительно маршруту, по которому двигался знаменитый „Фрам" Нансена. Научные же наблюдения не должны ограничиться фотогра- метрической с'емкой с дирижабля, в известных пунктах дирижаблю необходимо будет снижаться на землю для производства промеров, а также сбора проб воды, что послужит ценным материа лом для производства биологических и гидрологи ческих исследований района, представляющего в этом отношении для науки полнейшую загадку. С борта же корабля помимо фотограметрической с'емки можно будет с удобством производить ме теорологические наблюдения, исследовать атмос ферное электричество, наблюдать магнитные явле ния и прочее.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz