Карело-Мурманский край. 1927, N1.

КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 23 Огнестойкое строительство и „Желсиликат“ *) В одной из св о и х предыдующ их ст а т ей мы освещ али в о п р о с о возмож ности м ассового п р о и зв о д ств а о гн есто й ­ ких стр о и те л ь ны х м атери алов в п р е д е л а х Карело-М урман­ ского к р а я . В п о сл е дн ее врем я нам стало известно, что комбинат М урм анской ж . д . п рид ал особое зн ачен и е р а з­ витию производства о гн еу п о р ны х стр о и те льны х м атери ал о в и обр азо вал дл я это й ц е л и сп еци альны й отдел, под н аим е­ нованием „Ж ел си л и к ат", в задачи которого входит вы р а­ ботка о гн есто й к и х стр о и те л ь ны х м атери алов, как то: к и р ­ пича, п у сто тело го бетон и та, ч ер е п и цы и т . д . Поэтому в в данной ст а т ь е нам хотелось бы несколько остан о ви ться и о св ети ть п ер с п е к ти в у этого н ачи н ан и я ком би н ата Мур­ м анской ж . д. Р а зв и т и е ком бин ата Мурманской ж . д. в настоящ ее в р ем я до сти гло то го со сто ян и я, ч то вопрос об о гн еу п о р ­ ном с т р о и те л ь с т в е , я в л я е т с я абсолю тно п овседневным . П роц есс бы строго х о зя й с тв е н н о го роста комбината п о казал, что темп его р а зв и т и я , как т р ан сп о р тн о го органа> и склю чи тельно за в и с и т о т той эн ер гии , к о т о р ая им ж е п р о я в л я е т с я в п робуж ден ии в о кр у г н его п ромыш ленной ж и зн и . О р ган и зу я подсобно-промыш ленны е п р едп р и яти я, п ри вл екая рабочую силу, Мурманская дорога, о сущ еств л яет д и р ек ти вы центра в отн ош ени и к о л он и зац ии кр ая и тем самым со зд ает для с е б я грузы на колоссальном п ро тяж ени и всей М урм анской доро ги , п роходящ ей по С еверном у К раю с весьм а суровыми к лим атическим и услови ям и . Одно то, что за п оследни е годы у к азан н о й дороге, не в зи р а я н а зн ачи тел ьны е за т р у д н ен и я , уд ал о сь „премянку", п р е в р а т и т ь в м аги стр ал ь с зн ачи тел ьно возросшим г р у зо ­ оборотом и нормальным сообщ ением , с до статочной я р ­ костью и ллю стри ру ет, ч то нам еченный и осущ ествляемы й х о зя й ств ен ны й п р и н ц и п комбината пр ави л ен и я вл яется в п о л н е ж изн енным дл я дал ьн ейш его его р азв и ти я . В едя всю строи тельн ую р аб о ту в су ро вы х у слови ях с е в е ­ р а на базе „красны х городков", Мурманская дорога, путем у си л е н н о го ст р о и те л ь с т в а , в последние годы д о сти гл а п е ­ р евод а рабочи х из вагонного ж и л ь я в п о сто ян ны е пом е­ щ ения. Р а зв и в а я свою х о зяй ствен ную р аб о ту п р и зн ачи тель­ ных ф инансовы х затр у д н е н и я х , впо лн е естествен н о , что М урм анская д о р о га в у к азан ны й период принуж дена бы ла у д о в л е т в о р я т ь свои нуж ды л есом атери алам и , тем более что возм ож ность массового п роизводства о гн естой ких с т р о ­ и тельны х м атери ал о в, в п р ед ел ах к р а я, то гда ещ е не была вы я вл ен а. Д л я укладки и е ч е й и д р у ги х необходимых со о р уж е­ ний, где тр е б о в а л и с ь огнестойкие м атериалы , кирп и ч д о ­ с тав л я л ся и з Л е н и н гр а д а или его о к р естн о стей , что д е­ лало его баснословно дорогим и к р ай н е невыгодным для и сп о л ьзо ван и я в б о л ее широком разм ере. П оскольку з а ­ к он ч и вш и еся и зы ск ател ьны е р аб о ты в о тн ош ении глины дали вполне у д о в л етво р и тел ь ны е р е зу л ь т а ты в целом р я д е вы годны х рай оно в, как дл я стр о и те льны х р аб о т дороги, т а к и его подсобны х п р е д п р и я т и й , ц елесооб р азн о сть и с­ п о л ьзо ван и я это го н ачи н ан и я комбинатом Мурманской ж . д. в п о лн е очевидна. С ей ч ас п о л ьзу ясь данными и зы скательны х р аб о т по о п р ед ел ен ию за л еж е й глины , нам х о тел о сь бы в кр атц е о стан о ви ться н а в о п р о се, где вы годн ее как с эксп л о ата. цион н ой стороны , так и в отн ош ени и стр о и те л ь ны х р а б о т дороги, п о с т р о и т ь ки р п и чны е заводы . Н е в зи р а я на то, что и зы ск ан и я дали чр езвы чай но б о ­ гаты й м а т е р и а л в отнош ении зал еж ей глины в С осковец ком р ай о н е, нам казал о сь бы, что п ри кустарном про из* *) См. № 19—20 „В естн. К ар.-М урм ан. Края*. и зводстве кирп и ча, с л е д у е т п о д о й ти о сто р ож н о к созданию заводов в этом р а й о н е . Сбой п еска от п о лу то ры до двух саж ен ей , и склю чи тельно тр еб ую щ и й м ех ани ческой с'ем ки в зн ачи тел ьной ст еп е н и у д о р ож и т к у стар н о е п р о и зв о д ­ ство и к р айн е н евы годно для п оследн его. Мы полагали бы поэтому, что вы го дн ее и сп о л ьзо вать д л я к у стар н о го п р о и зв о д ств а Ш у е р е ц и й район, построив завод в с е в е р н о й или южной части д е р . Ш у е р е ц к о й , по п р а в о й ст о р о н е полотна дороги, Е сли даж е п р о и зв о д ств ен н ая программ а завода не будет п р евыш ать 1 миллиона ш ту к к и р п и ч а, этого буд ет все-ж е впо лн е д о стато ч н о для у д о в л етво р ен и я потребностей с тр о и тел ь ны х р а б о т р ай онов Кемь и С оро ­ ка, причем , по этому в а р и а н т у в зн ачи тел ьн ой с те п е н и у д еш евл яется д о став к а готовой п родукции в К ем ь. Ч т о к асается С о сн о в ец ко го р ай он а, то он мож ет бы ть использован лиш ь п р и полном механическом оборудо­ вании. В о тн ош ени и Л иж ем ско го завода мы считали бы ц елесообразным р асп о л ож и ть его по п равом у б ер егу р е к и Лижмы, по пр авую сторон у полотна д о р о ги . Так как правый б ер е г зн ачи тел ьн о выше левого и вся э т а п л о ­ щадь н аходи тся на о тк ры то й п олян е, то это зн ачи тел ьн о улучш ит суш ку. Л евы й б е р ег м ен ее вы годен для р асп о л о ­ ж ени я заводов, т. к. он с т р е х сто р о н за к ры т большими лесами, а сл ед о в ател ьн о и суш ка б у д ет зн ачи тел ьно хуж е. Ч то к асается ки р п и ч а для стр о и те льны х р абот н а ст. К анд алакш а и п рил егающ его к нему ко л о н и зац и о н н о го поселка, т о учи ты вая о тсу тстви е какой-бы то ни было в о з­ можности построить завод вблизи К андалакш и, мы п о л а ­ гали бы ц елесообразным и спользовать кирп и чны й за в о д б. К ар л еса, н аход ящ и й ся на ст. Ч уп а-п р и стан ь и ны н е прин адлеж ащ его К р с о л н а р х о зу . Мы н ад еем ся, что К а р совнархоз в этом отнош ении о к аж ется сговорчивым . Т аким образом , М урм анская ж . д . и м ея П арандов- ский и Ш о н гу й ск и й завод, а такж е п о стр о и в новый кирпичный заводы в Лижме и Ш у ер е ц к ом , и спользовав затем Чупин ский завод, п о л у ч ает в есьм а выгодно р асп о ­ лож енную сеть кирпичны х заводов, к о т о ры е даж е п р и кустарном прои зводстве могут обесп ечи ть е е в 6—7 мил лионов ш ту к к и р п и ч а еж егод н о , что д ас т возможность р асш и р и ть о гн е с то й к о е с тр о и тел ь ств о д аж е по производ­ ственной программ е 27 года. И сходя и з т е х со о б р аж ен и й , что для к у старн о го п р о ­ и звод ства кирп и ча н еквалиф ицы рован н ая рабсила м ож ет быть п р и н я т а из ближ айш и х сел и о к р естн о стец к о л о н и ­ зац и о н н о го н а с е л е н и я , мы помимо чи сто п р о и зв о д ств ен ных выгод, уси ли ваем п ри ток ко л они сто в в р ай оны к и р ­ пичных заводов. " П о стр о й к а новых Кирпичных заводов, а р ав н о э к с п л о а ­ тации в с е й сети зав о д о в долж но, ко н еч н о , лечь в о сн о ву р абот, н ам еченны х „Ж ел си ли к атом ", ко торы й по м ере развития, н а п р а в л я е т свою р а б о т у в сто р о н у р асш и р ен и я своей деятел ьно сти как по вы р або тк е д р у ги х видов о гн е­ стойких строи тельны х м атери ал о в, так и по и сп о л ь зо в а­ нию прочих п о л езны х ископаемы х си ли к ато в, в о с о б е н ­ ности в отнош ении добычи н еф ели но во го си ени та Н аличие в со став е н еф ели но во го си е н и т а до 5 % калия и 10% н а т р и я даю т возм ож но сть, п ри соо тветствующ ей примеси кремнозем а, получить стекло б е з сп еци ального доб авл ен и я щ ел оч ей , п ричем х а р а к т е р н о , что п лавко сть неф елинового си ен и та, п рои зводи тся почти на 100° н иж е в с р а в н е н и и с тем п ер ату р о й плавки обы кновенного с т е к щ . Эти два свойства, т. е. наличие щелочей и пониженная темпера­ тура плавни, создают большую экономическую выгоду при исполь­ зования нефелинового сиенита для п рои зводства с т ек л а на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz