Карело-Мурманский край. 1927, N1.
20 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ Историко-археологические открытия в Карелии М инувш им летом Г л ав н ау к о й в К ар ел ьскую АССР от И н с т и т у т а И стори и И сску ств, под руководством проф. К . К . Ром ан о ва, была н ап р ав л ен а н аучн ая э к с п ед и ц и я .с ц ел ью и зу ч е н и я к р е с т ь я н с к о го бы тового и ску сства во всех е г о п р о я в л е н и я х : о собо е вним ан и е было обращ ено н а го р о д с к о е н а с е л е н и е . И зу ч е н и е это го и скусства п о т р е б о в а ло , е с т е ст в е н н о , подробного соби ран и я м атери ал о в по п е р еж и т к а м в бы ту д р е в н е йш и х форм и ску сств а. М атериал со б р ан богаты й : и зучены , зам ерены в большом к о л и ч естве и сф о то гр аф и р о ваны н аи б о л ее ти пи чны е со о р уж ен и я: и збы , храмы с и х о р н ам ен тац и ей и о к р аск о й . Собран о би л ьны й м а т е р и а л п о народной сл о весн о сти . Н а фоно граф за п и с а н о о к оло 150 п есенны х н а п е в о в—др евних и новы х. Т е а т р а л ь н ы й о тд ел эксп еди ц и и , под руководством В . Н . В сево л од ско го , заним ался и зучением тан ц ев , игр, о б р я д о в и н ар о дн о го т е а т р а , что т а кж е дало и н тер есны й м а т е р и а л . П рик ом ан ди р о ван ны й к эксп едиции о т J1. О. Г лавн ау ки а р х е о л о г Ф. М . М орозов в ел р аб о ту по у ч е т у и с о б и р а н ию п ам ятн и к о в стар и ны в р ай о н е р а б о т эксп еди ции и л П удож ском у е зд е . В р е зу л ь т а т е р аб о т вы ясни л о сь ч р е з вы ч ай н о е б о г а т с т в о и к он о гр аф и чески х и бы товых п ам ят ников^ к о т о р ы е т р е б у ю т в первую о ч ер е д ь п рин яти я э к стр ен ны х м ер о х р ан ы и пом ещ ения и х в местном краевом м у зее. Ф. М . М орозовым было об р ащ ен о особое вним ание н а в е сьм а ц енны й в и стори ко -арх ео л о гич еском и бы товом о тн ош ен и и о стато к седой старины , н еко гд а ж и вш его н а р о д а ,—на ск а л ь ны е и зо б р аж ен и я . С них сделаны эстам - п аж н и ф отограф ии. Э ти и зо б р аж ен и я находится на в о с то чн ом б е р е г у О н еж ско го о зер а , в в е р с т а х 15 к югу от у с т ь я р. В одлы и в Г /з в е р с т а х к сев ер у о т р. Ч ер н о й , в п ад аю щ ей в о зер о . З д е сь на д вух гр ан и тны х мы сах, н о с ящ и х м е стны е н а зв а н и е „ Б е с “ и „П ери й Н о с “, и н а х о д я т с я вы сеч ен ны е п о гр а н и т у и н те р е с н е йш и е для науки и зо б р аж е н и я , относимы е учеными к эпох е брон зо во го века (п р оф . А. А. Спицин, проф . А. А. М иллер). П о д р о б н ы х и ссл едо ван и й о б и зо б р аж ен и я х на носах Б е с о вы м и П ер ъ ем дп н асто ящ его вр ем ^ри сделано н е бы ло, н о го в о р и ть о н и х в ср ед е учены х н ачали ещ е в 50-х г о д а х . Т а к , в 1848 I-. Г р еви н г, во время п о езд ки п о с е в е р у , в п е р в ы е у в и д ел и х и, по во звр ащ ен и и в Л ени н гр ад , с д е л а л д о к л ад о в п е ч а т л е н и я х п оездки и, главным о б р а зом , об э ти х и зо б р аж е н и я х . И н т е р е с ср еди у чены х за п а д а и н аш и х , вы зв ан ны й ими, п обудил Г р е в и н га н ап е ч а т а т ь эт о т д о к л ад , что и было сдел ан о в 1855 году. Д о к л ад н а п е ч а т а н на н ем ецком языке. П а мысу „Б ес" н а гр ани тном плоском массиве следую щ ая к ар ти н а: в ц е н т р е больш ая ф игура в р о с т чел о век а- (240 см. вы с., ш ир. 58 см . туловищ а, д л . ш еи 21 см., дл. б е д р а—37 см., д л . голени 56 см .)с р а сп р о стер ты м и руками и согнутыми ногамп, как бы пляш ущ ая: в правой р у к е д е рж и т какой -то предм ет, повидимому ри ту альны й знак. По сторонам фигуры и над ней в р азн ы х н ап р ав л ен и я х р асп олож ены разли чны е и зо б р аж ен и я в так о й п о след о ва тел ьно сти : на к р ай н ей , с л ев а о т зр и т е л я , гр ани тн о й глы бе и зображ ены гуси в р азл и чны х п о л ож е н и я х в 2 ряда, д а л ее—н а отдельном о ск о л к е—елочка, за н ей н а м а с си в е— три тон , вы тянуты й п о п ер ек р и су н к а, п тицы—одна боль ш ая, две малых, затем ры ба с зу б ч ато й спиной и ф и гур а ч ел о век а, над головой его п тицы и н епон ятны е, плохо сохранивш и еся зн ачки ; за фигурой ч е л о в ек а—птицы в р а з личных п о л ож ен и ях и разн ой величины , н еи зв естны й зв ер ь, сн ова тр и то ны , за ним изображ ени е человека, оленей, п ти ц в разных в и д ах . С боку фпгуры ч ел о в ек а им еется и зображ ени е семиконечного к р е с т а , по тех н и к е своей о тл и ч аю щ ееся о т остальны х фигур, что сви д етел ьств у ет о позднейш ем его п роисхож ден ии . Ч то к ас а е т с я и зо б р а ж ений второ го кр еста, то оно несомненно р а н е е п р еды дущ его, но тож е ср ав н и тел ь н о п о здн ейш его п р о и сх ож д е н и я, так как к р ест своим древком п е р е с е к а е т фигуру п ти цы . Н есомненно, что и зо б р аж е н и я к р есто в были сд е ланы под влиянием н ед ал ек о н аходи вш его ся м о н асты р я М урм анского (30 вер.), к о то ры й „силой к р е с т а " х о тел уби ть язы ч ески е тр ади ц и и н арода и бесо вско е в л и я н и е,п о с к о л ь ку мыс был ц ен тром р ел и ги о зн о го н астро ени я н асел ен и я, а ц ен тр ал ьн ая фигура человека, впо сл едстви и , в глазах су ев ер ны х , о л и ц е тв о р ял а б еса. В п о лу вер сте с е в е р н е е „Б есо ва Н о с а “ находится „П е р и й П ос", о тдел яемы й от Б е с о в а губой „ Ч у р а “, на ко то ром т акж е сохр ан или сь о статки и зо б р аж ен и й . „П ер и й П о с“ тоже грани тны й , но со х р а н н о с ть и зобр аж ений на нем х уж е, н еж ел и на Весовом Н о с у . В настоящ ее время рельеф контуров и зо б р аж ени й уж е н астолько стер т, что трудно даж е вы яви ть форму фигур и в о сп рои звести и х н а эстам п аж е. Т ам такж е в стр е ч аю т с я олени, чаш а н а высоком д р о ти к е, и зо б р аж ен и е ввиде ан тичного зе р к а л а с двойной ручкой, фигуры лю дей в разных позах и с различными п редм етам и в руках, ввиде зн ака (гер ал ьди ческо го ), лодки с и зображ ени ям и н а носу головы ж ивотного, с т а я л етящ их п тиц и д р у ги е фигуры. И зо б р аж ен и я на мысах Б есо вом и П ер ьем не сл у ч ай ные, но явл яю тся п родуктом т во р ч ества и ер ати ч еск о го х а р а к т е р а . Это ф етиш и . В озле н азван ны х мысов ры боло вы часто т е р п е л и к руш ени е и, ж е л а я ум и л о сти в и ть ж е сто к о го бога, создавали его образы н а ск ал ах , о к р уж а я эти и зо б р аж ен и я эмблемами своих промыслов. Об и зо б р аж ен и я х на ск ал ах мыса „ Б е со в а " и „П ер и й Н о с “ Ф. М. Морозовым сдел ан о сообщ ени е А кадемии И сто рии М атери ал ьной К у л ьтуры и Г лавн ау ке. За карельскую литературу! . Много неизведанных сокровищ таится в Каре лии. Вековые могучие леса, богатыз недра земли, крепкие скалы из ценного мрамора, шумные пото-. ьи с неизмеренной силой... А в глубине Карелии немало скрыто новых творческих сил, которые до Революции не могли чебя выявить, не могли создать свою культуру. В частности, много литературных сил, проник нутых желанием воспеть свой родной край, пока за ть его неприглядное прошлое, бодрое, трудовое „сегодня" и наметить пути к светлому, [.адостному „ завтр а”. За последние два—три года быстро выросла сеть рабселькоров. Многие из них делают попытки писать стихи и рассказы, посылают и в газету „К расная Карелия", помещают в стенновках. Н е которые товарищи имеют уже выявившиеся спо собности, но всем не достает учебы, не хватает опыта. До 1926 года литературные силы Карелии не были об'единены. Работали и учились в одиночку, делали разрозненные попытки печататься. В 19:22 году „Коллектив журналистов* начал издавать журнал „Красный К л и ч к о т о р ы й заглох на третьем номере и большой ценности не представлял. В нем слишком много места отводилось статьям газетного характера, подбор материала был случайный. Но журнал не имел никакой связи с местами, не’было вокруг него организации, которая могла бы его поддержать В 1924 и 1925 г. г. редакция „Красной Карелии" устраивала „вечера журналистов®, на которых мест ные авторы читали свои произведения. Вечера эти собирали много публики, по поводу прочитанного велись горя ше преаия, но опять тот же недоста ток, что и с журналом. Отсутствие организации, отсутствие связи с местами. Только в 1926 году группа петрозаводских то варищей решила организовать карельских писате
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz