Карело-Мурманский край. 1927, N1.
18 КЯРЕПО-МУРМЯНСКИЙ КРЯЙ кованные исследователями—Рыбниковым и Гиль- фердингом, а такж е и некоторыми другими. Эти произведения вародного творчества до сих пор про должают жить в некоторых районах Карельской республики, являющимися в настоящее время,един ственными уголками в СССГ, где их можно слы шать в передаче местных „сказителей1. В этих районах экспедиции предстояло произ вести повторные, а иногда и в третий и даже в чет вертый раз, записи произведений народного сло весного творчества: былины, сказки и др., дабы их можно было сравнить с теми записями, какие были произведены в прошлом. Этим путем, т. е. сравни вая тексты и сюжеты отдельных произведений, инициаторы экспедиции предполагали установить украшения, тогда как мужчины в большинстве слу чаев носят платье современного покроя: пиджак, френч, галифе и т. п. Столь же живучи в посещен ных экспедицией местностях обряды, исполняемые во время сватовства, свадьбы и т. д. Ю. М. Соко лов, например, наблюдал случаи гражданской свадь бы, зарегистрированной в ЗАГС е и все же обстав ленной целым рядом традиционных обрядов. Интересные сведения были сообщены докладчи ком об исполнителях былин,—сказителях. В боль шинстве случаев они унаследовали эту способность от своих родителей. Экспедиция нередко пользо валась услугами детей и внуков тех сказителей, со слов которых записывались былины Рыбниковым, Гильфердингом и др. Большая часть сказителей СКАЗИТЕЛЬ „КАЛЕВДЛЫ" ЯРХИП ПЕТРУЕВ. Скульпт. ф и н . худ. Я льно Сайло. характер и степень изменений, происходящих в этой области народного искусства. Проф. Соколовым отмечена довольно непри глядная природа Заонежья, определяющая скудное хозяйственное положение населения и отражаю щ аяся на его быте. Но в современном быте на селения сталкиваются и, нередко—весьма своеоб разно,—переплетаются элементы традиционные с но выми веявиями . Как один из курьезов такого рода, докладчик иллюстрировал фотографию одной могилы, на кресте которой изображена звезда со скрещен ным серпом и молотом по середине. Чрезвычайно устойчивым элементом местного бы т а О к азы вается женский праздничный костюм, отделанный лентами и др. украшениями, а также женские головные неграмотна и передаются былины сказки и т. п. по памяти. Некоторые из молодых, сделавшись гра мотными и участвуя, подчас, в общественной ра боте, все же остаются верными традиции сказите лей, сохраняя в своей памяти немалое количество былин, стихов, сказок и пр. По мнению Ю. М. Соколова, полученные его экспедицией, результаты свидетельствуют о значи тельных изменениях в репертуаре, сюжете и др. элементах устного народного творчества в Карелии. Былины не реалистического содержания отхо дят на задний план, преобладание получают такие, сюжет которых не чужд жизненных человеческих настроений. Замечается также исчезновение из употребления т. н. духовных стихов. y*f V
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz