Карело-Мурманский край. 1927, N1.
10 КЯРЕЛО-МУРМЯНСКИЙ КРАЙ километров составит в среднем по губернии 1,4 ки лометра, колеблясь для отдельных волостей от 0,4 километра для Кольско-Лопарской волости до 3,3 — для Кузоменской. Принимая во внимание, что среднее протяжение грунтовых дорог в Европейской части Союза со ставляет 8,3 километра на 100 квадратных кило метров—эта цифра отнюдь не должна показаться высокой—она близка к средней цифре густоты се ти в Азиатской части Союза (1,06 клм.), которая, как известно, не может считаться особенно бога той дорогами. Почти все предположенные к сооружению пути имеют пионерное значение; этим, между прочим, об 'ясн яется высокая цифра протяжения предполо женных дорог, приходящаяся на 100 жителей: в среднем по губернии она составляет 9,5 километ ров, доходя для Понойской волости до 80 кило метров. Район реки Туломы, впадающей в Кольский за лив у с. Кола, должея быть признан подлежащим снабжению грунтовым путем в первую очередь. В силу различных условий этот район справедливо может считаться очагом сельского хозяйства гу бернии. Самая форма группировки населения, дающая в большей части губернии картину отдельных по селков, численностью от 15—20 до 800 человек, здесь видоизменяется, выливаясь в форму хуторов и выселков, об‘едИняющих от одного до пяти дво ров. Несколько болёе 40 поселений приходится на район вдоль реки Туломы на пространстве от сел. Колы до Нотозера (т. е. на 70 километров). Един ственным средством сообщения является река Ту- лома, имеющая на указанном выше протяжении 6 водопадов и порогов; в то время, как некоторые из них позволяют проезжать в лодках с известной осторожностью,—два, а именно, пороги Кривец и Падун заставляют проходить часть пути волоком. Скотоводство сравнительно обеспеченное сбы том продуктов в Колу и далее в Мурманск имеет но сравнению с другими волостями значительные размеры; в то время как в Ловозерской волости на 100 жителей приходится, примерно, 6 коров, в Кольско-Лопарской приходится 12 (в Новозерской 34), причем в районе р Туломы есть хозяйства с числом голов рогатого скота до 13; при двух ло шадях, имеющихся на всю Ловозерскую волость (в Панойской нет ни одной лошади) Кольскп-Лопар ская насчитывает 108, при чем в районе р. Туло мы одна лошадь приходится в среднем ка два хо зяйства. Если заселение района р. Туломы есть явление недавнего прошлого, то район Новозерской воло сти—Озерко, Титовка, не говоря о таких древних поселениях, как Печенга (ныне отошедшая к Фин ляндии) Цып-Наволок и проч. заселяется с 70—80 годов прошлого столетия. Здесь мы имеем устойчивые формы колонизации, опирающейся как на морские промыслы, так и на сельское хозяйство. По числу крупного рогатого скота Новозерская волость незначительно отстает от Кольско-Лопарской, несмотря на то, что пло щадь ее в 6 с половиной раз менее. Предусмотоено сооружение путей, облегчающих оленеводам центральных волостей сообщение с тундрами Мурманского берега, являющимися для большинства оленеводов местом летней пастьбы оленей. Наблюдающееся в самое последнее время возникновение в глубине волостей—Ловозерской и Понойской'—ряда поселков (Каневка, в Понойской,' Ивановка и Красная Щелья в Ловозерской), в ко торых благодаря исключительно удачному выбору мест—сосредоточиваются понемногу самые крупные оленеводческие хозяйства волостей, выдвигает на очередь впрочем, более отдаленную,—сооружение путей, пересекающих Кольский полуостров по ши ротному. направлению Пулозеро-Ловозеро-Поной и по меридиональному—Териберка-Ловозеро-Иванов- ка-Кузомень. К осуществлению этого обширного дорожного плана будет приступлено уже в 1927 году, в этом году намечено производство изысканий маршрута Кола-Нотозеро с тем, чтобы в 1928 году присту пить к постройке этого маршрута. Кольский полуостров, все более и более при обретает значение полезной хозяйственной едини цы, наравне с другими частями Союза; существо вавшее в старое время представление о полярных странах, как о пространствах, мало пригодных для заселения—заменяется сознанием того, что и под полуденным солнцем возможно деятельное и про изводительное существование. Инж. Мореншильдт. Перепись населения в Мурманске. (П р ед в ар и тел ьны е итоги) Население города Мурманска за 11 месяцев, с момента административного учета, бывшего 12 я н варя с. г., возросло на 22 проц. По предварительным данным в Мурманске на 17-ое декабря с. г. состояло 8543 человека, из них мужчин было 4981 ч., женщин 3562. В это число входят и команды морских судов. В число последних пока не вошли находящиеся в плавании, вышедшие в море до 17 декабря. Село Кола имеет жителей 615 человек, а вместе с железнодорожным поселком при станции Кола 1964 чел. Александровск имеет 401 чел. Точные цифры по всем перечисленным пунктам, согласно календарного плана работ по переписи, будут даны 31 декабря. В селе Умбе зарегистрировано 1269 человек. С момента последней переписи (1920 г.) численность населения возросла на 109 проц. (в 1920 году было 607 человек). Замечается рост населения и по линии желез ной дороги.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz