Карело-Мурманский край. 1927, N1.

10 КЯРЕЛО-МУРМЯНСКИЙ КРАЙ километров составит в среднем по губернии 1,4 ки ­ лометра, колеблясь для отдельных волостей от 0,4 километра для Кольско-Лопарской волости до 3,3 — для Кузоменской. Принимая во внимание, что среднее протяжение грунтовых дорог в Европейской части Союза со ­ ставляет 8,3 километра на 100 квадратных кило­ метров—эта цифра отнюдь не должна показаться высокой—она близка к средней цифре густоты се­ ти в Азиатской части Союза (1,06 клм.), которая, как известно, не может считаться особенно бога­ той дорогами. Почти все предположенные к сооружению пути имеют пионерное значение; этим, между прочим, об 'ясн яется высокая цифра протяжения предполо­ женных дорог, приходящаяся на 100 жителей: в среднем по губернии она составляет 9,5 километ­ ров, доходя для Понойской волости до 80 кило­ метров. Район реки Туломы, впадающей в Кольский за­ лив у с. Кола, должея быть признан подлежащим снабжению грунтовым путем в первую очередь. В силу различных условий этот район справедливо может считаться очагом сельского хозяйства гу­ бернии. Самая форма группировки населения, дающая в большей части губернии картину отдельных по­ селков, численностью от 15—20 до 800 человек, здесь видоизменяется, выливаясь в форму хуторов и выселков, об‘едИняющих от одного до пяти дво­ ров. Несколько болёе 40 поселений приходится на район вдоль реки Туломы на пространстве от сел. Колы до Нотозера (т. е. на 70 километров). Един­ ственным средством сообщения является река Ту- лома, имеющая на указанном выше протяжении 6 водопадов и порогов; в то время, как некоторые из них позволяют проезжать в лодках с известной осторожностью,—два, а именно, пороги Кривец и Падун заставляют проходить часть пути волоком. Скотоводство сравнительно обеспеченное сбы­ том продуктов в Колу и далее в Мурманск имеет но сравнению с другими волостями значительные размеры; в то время как в Ловозерской волости на 100 жителей приходится, примерно, 6 коров, в Кольско-Лопарской приходится 12 (в Новозерской 34), причем в районе р Туломы есть хозяйства с числом голов рогатого скота до 13; при двух ло­ шадях, имеющихся на всю Ловозерскую волость (в Панойской нет ни одной лошади) Кольскп-Лопар ская насчитывает 108, при чем в районе р. Туло­ мы одна лошадь приходится в среднем ка два хо­ зяйства. Если заселение района р. Туломы есть явление недавнего прошлого, то район Новозерской воло­ сти—Озерко, Титовка, не говоря о таких древних поселениях, как Печенга (ныне отошедшая к Фин­ ляндии) Цып-Наволок и проч. заселяется с 70—80 годов прошлого столетия. Здесь мы имеем устойчивые формы колонизации, опирающейся как на морские промыслы, так и на сельское хозяйство. По числу крупного рогатого скота Новозерская волость незначительно отстает от Кольско-Лопарской, несмотря на то, что пло­ щадь ее в 6 с половиной раз менее. Предусмотоено сооружение путей, облегчающих оленеводам центральных волостей сообщение с тундрами Мурманского берега, являющимися для большинства оленеводов местом летней пастьбы оленей. Наблюдающееся в самое последнее время возникновение в глубине волостей—Ловозерской и Понойской'—ряда поселков (Каневка, в Понойской,' Ивановка и Красная Щелья в Ловозерской), в ко­ торых благодаря исключительно удачному выбору мест—сосредоточиваются понемногу самые крупные оленеводческие хозяйства волостей, выдвигает на очередь впрочем, более отдаленную,—сооружение путей, пересекающих Кольский полуостров по ши­ ротному. направлению Пулозеро-Ловозеро-Поной и по меридиональному—Териберка-Ловозеро-Иванов- ка-Кузомень. К осуществлению этого обширного дорожного плана будет приступлено уже в 1927 году, в этом году намечено производство изысканий маршрута Кола-Нотозеро с тем, чтобы в 1928 году присту­ пить к постройке этого маршрута. Кольский полуостров, все более и более при­ обретает значение полезной хозяйственной едини­ цы, наравне с другими частями Союза; существо­ вавшее в старое время представление о полярных странах, как о пространствах, мало пригодных для заселения—заменяется сознанием того, что и под полуденным солнцем возможно деятельное и про­ изводительное существование. Инж. Мореншильдт. Перепись населения в Мурманске. (П р ед в ар и тел ьны е итоги) Население города Мурманска за 11 месяцев, с момента административного учета, бывшего 12 я н ­ варя с. г., возросло на 22 проц. По предварительным данным в Мурманске на 17-ое декабря с. г. состояло 8543 человека, из них мужчин было 4981 ч., женщин 3562. В это число входят и команды морских судов. В число последних пока не вошли находящиеся в плавании, вышедшие в море до 17 декабря. Село Кола имеет жителей 615 человек, а вместе с железнодорожным поселком при станции Кола 1964 чел. Александровск имеет 401 чел. Точные цифры по всем перечисленным пунктам, согласно календарного плана работ по переписи, будут даны 31 декабря. В селе Умбе зарегистрировано 1269 человек. С момента последней переписи (1920 г.) численность населения возросла на 109 проц. (в 1920 году было 607 человек). Замечается рост населения и по линии желез­ ной дороги.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz