Карело-Мурманский край. 1927, N1.
КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 9 протяжении 15 километров от ст. Пулозеро; кроме того на всем протяжении до самого села Ловозера произведен подробный километраж с установкой столбов постоянного типа; в результате этой ра-т боты получеп подробный линейный План дороги. Даже такое, казалось бы, незначительное улучше ние, как установка километровых столбов, было встречено местными жителями как большое облег чение изнурительного пути, где пройденное про странство лишь приблизительно измерялось затра ченным временем, Вследствие тяжелых условий работы, состав ра бочих в начале сезона был очень текуч. На каж дого проработавшего до конца сезона пришлось не менее четырех, через два—три дня убедившихся, что условия работы для них непосильны. Зато оставшиеся рабочие показывали редкие примеры выносливости; это относится как к фин нам, родившимся и выросшим вблизи полярного круга, так и к русским костромским и пензенским крестьянам. Работа в ледяной воде босиком (рабочие сами снимают выданные им сапоги-для облегчения); сон в палатке или шалаше из еловых ветвей. Ценою огромных физических лишений завоевываются не проходимые дебри! Общее количество работ, выполняемых в 1926году, следующее: Уширено просеки с корчевкой пней—2800 пог. метр. Расчищено камен ных россыпей — 6200 пог. метр. Открыто водоотвод ных канав — 7200 пог. метр. Сделано земляных работ по устройству насыпей и срезке кру тых уклонов— 1650 куб. метр. Уложено бревенча того настила— 1400 пог. метр. Сделано ряжевых мостов отверстием 2 25 метр.—7. Тоже отверстием 4.50 метра—2. Тоже свайных длиной по 11 метров—2. Отремонтировано линейных изб—2. Сделан километраж с установкой до с. Ловозера постоянных километровых столбов. Даже такой полупрнмитивный путь, какой мы имели в 1926 г. принес много облегчения жителям. Передвижение между Мурманском и Ловозером сделалось интенсивнее, отправление в Мурманск на летние заработки сделалось вполне осуществимым и посильным. Самая постройка, первоначально принятая сдер жанно консервативной частью местного населения, приобретает популярность, основанную на уже и с пытанных сравнительных удобствах нового пути. Тип дороги, принятой к сооружению, встречает полное одобрение в особенности после первой поездки санным путем; ширь дороги, принятая в З’/а метра, оназэлась вполне "достаточной. Как один из выводов, накопившихся в течении двухлетнего дорожного строительства, следует ука зать на примененный в 1925 году способ параллель ного проведения изысканий и постройки. Дело в том, что подробные инструментальные изыскания во многих случаях могут здесь оказаться излишними, как вследствие облегченных техниче ских условий, вытекающих из сравнительно незна чительной интенсивности ожидаемого движения по дорогам, так и вследствие желательной быстроты постройки маршрута, и сравнительно высокой цены изысканий в девственной местности, могущей дойти до 2 ‘/ 2 —3% от стоимости постройки. Интересно отметить, что при постройке в 1895— 96 годах грунтовой дороги в Печерском крае от села Койнас Мезенского уезда до станции Усть- Цильма протяжением в 250 верст изыскания в форме полуинструментальных рекогносцировок, в е лись параллельно с постройкой: разумеется, этот способ требует исключительного напряжения физи ческих сил и способности быстро находить нужное решение. В 1927 году предстоит сооружение сорока од ного моста, из которых четыре—через сравнительно значительные реки—Сыр-Иоки, Лебяжий Зашеек и Вокуеву; бревенчатый настил будет уложен общим протяжением около З1/^ километров; не менее д е сяти километров дороги в общей сложности будет проведено насыпями. Для устройства мостов и настила понадобится заготовка 32 тысяч бревен. Работа крупными ра бочими массами при затрудненных условиях снабжения их жильем, продовольствием, мед помощью вызывает ж е лательность примене ния механизации работ. На участках, где мест ность имеет характер крутых и коротких волн с заболоченными узкими долинами — оврагами между ними— обещает большой успех применение конных липат—скреперов для срезки холмов с параллель ной засыпкой оврагов. Не будуш новостью в дорожном строительстве С.С.С.Р., применение конных лопат при подобных условиях будет первым. Каковы же перспективы дорожного строитель ства в Мурманской губернии в остальном—какие районы особенно настойчиво требуют улучшения связи их с остальным миром? В настоящее время выработан план дорожного строительства в губернии на ближайшие пять лет. Признано необходимым соорудить в порядке посте пенных очередей 1840 километров грунтовых дорог. Общая стоимость работ составит около двух с по ловиной миллионов рублей. Проектируемыми маршрутами будет охвачено 66 васеленных пунк тов губернии с населением (по данным 1925 года) 13.900 человек, что составляет 74 процента всего населения губернии. Но было бы ошибкой считать, что этими маршрутами губерния будет поставлена в условия особой густоты дорожной сети. Отнюдь нет. Среднее протяжение дорог на сто квадратных Р. Кола с нагром ож дением м орены из валунов. На фоне-мост, подлеж ащ ий во сстано вл ению .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz